Иконовед. История, культура, искусство
Иконовед. Библиотека  
  История Сюжеты икон События Заметки Библиотека  
 
 

История иконописиИконы XIV-XVII веков в Сергиево-Посадском музее-заповедникеИконы из перламутра в Тверской областной картинной галерееИкона «Огненное восхождение пророка Ильи с житием» 1647 г. с криптограммойИконы старообрядческих иконописных школПамятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и ХолуяХолуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.



Памятники русского иконописания XVII-XIX вв.
в собрании музеев Палеха и Холуя

Расцвет и угасание палехского иконописания
(конец XVIII - XIX вв.)

Л.Е.Такташова

Вторая половина XVIII — начало (первая четверть) XIX столетия — время расцвета палехского иконописания. Его иcкусство становится все более отточенным и виртуозным, и это особенно видно по «чистой» графике палешан — иконописным подлинникам, которые характеризуют достижения не отдельных мастеров, но уровень их искусства в целом. Лицевые подлинники делали на плотной бумаге углем или сангиной с помощью кисти. Судя по ним, палехские иконописцы были отличными рисовальщиками. Они прекрасно чувствовали тон. Такие рисунки, как «Неизвестный святой, с четками», «Ангелы», учебный рисунок (должно быть, по нему учились молодые художники), как бы сотканы из едва уловимых градаций света и тени.

Однако главное средство выразительности рисунков — линия. Ее проводили тончайшей (в несколько волосков) кисточкой. Линии настолько ровные и неизменно тонкие по всей длине, что кажутся прочерченными пером. Некоторые рисунки выполнены сажей и киноварью. Сочетание черного и красного цветов усиливает их декоративность. Припорохи второй половины XVIII — начала XIX в. сделаны настолько искусно, что вызывают удивление своей ажурностью. Они ценны уже сами по себе. Не случайно среди них есть такие, которые, появившись в XVIII в., так и не побывали в употреблении. Их берегли и передавали из рода в род.

Начиная с последней трети XVIII столетия в профессиональном искусстве появляется сознательный интерес к старым национальным традициям. Он отчетливо проявился в музыке, литературе, архитектуре, изобразительном искусстве. Для конца ХУШ —начала XIX в. характерно пристальное внимание к лубку. Постепенно пробуждалась мысль, «что носителем национального своеобразия искусства является не образованный лишь слой общества, а народ в целом и что органичность художественного развития можно обрести, только осознав свою связь с народными и национальными традициями».[Т. В. Алексеева. Некоторые проблемы изучения русского искусства XVIII в. — В кн.: Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. Под редакцией Т, В. Алексеевой. М., 1973, с. 17.]

Иконописный подлинник. Палех. Голова святого. Рисунок кистью. XIX век.
Голова святого. Рисунок кистью. XIX век.
[прим. ред. сайта - сейчас этот рисунок атрибутируется как Николай Чудотворец (оплечный)]
Бумага, сажа, киноварь. 45,7 х 35 см
Из коллекции Н.В.Давыкина
Государственный музей палехского искусства, Палех

Живым носителем древних традиций был Палех. О явном интересе к его искусству свидетельствует широкий круг заказчиков икон. В первой половине XIX в. ими были крупнейшие монастыри России, Петербург, в том числе и царский двор, Москва.[ Архив Государственного музея палехского искусства, Книга учета отправки икон из мастерской Сафонова, 25 ноября 1839 г. — январь 1860 г., л. 7.]

Отвечая запросам города, палехский иконописец во второй половине XVIII столетия начинает работать в разных «манерах» или «пошибах»: «греческой» («византийской» ), «новгородской», «московской», «строгановской». [Н. М. Зиновьев. Искусство Палеха. Л., 1974.] Все они были, по существу, вариациями стиля, усвоенного Палехом еще в XVII в., который условно можно определить как «линейный».

Иконописные подлинники первой половины XIX в. под влиянием классического академического искусства освобождаются от налета барочности; рисунок и орнамент обретают пластическую ясность и строгость, отточенную изысканность, которая граничит порой с заученной механической виртуозностью. Икону прежде всего и главным образом рисуют — «знаменит». Рисуют даже золотом: обводят контуры, лещадки горок, прописывают орнаменты, складки одежд, волосы; золотом плотно покрывают фоны. И если в XVIII в. золото не употребляли вовсе или делали это с величайшим тактом, то сейчас золото уподобили краске. Красные, розовые, оранжевые цвета заполыхали в его обрамлении. Шедевр палехской иконописи начала — первой половины XIX в. — знаменитый «Акафист святителю Николаю».

Спас во гробе. Налепок. Палех, XIX век.
Спас во гробе. Налепок. XIX век.
Бумага, сажа, киноварь. 31 х 21,5 см
Из коллекции Н.В.Давыкина
Государственный музей палехского искусства, Палех

Однако расцвет своеобразного палехского мастерства был недолгим. Во второй половине XIX в. Палех известен как «гнездо» исконно русского национального искусства. Здесь побывали ученые Н. В. Покровский, Н. П. Кондаков, Г. Д. Филимонов, писатели, журналисты. Их труды привлекли внимание к старому иконописному центру, к его бедственному положению. В палехские дела вмешался Комитет по попечительству русской иконописи. На средства комитета была открыта иконописная школа. Возглавлял ее выпускник Петербургской Академии художеств Е. И. Стягов (ученик В. Е. Маковского). В школе давали азы академического рисунка, истории искусств, иконописания.

Иконописные подлинники того времени представляют собой главным образом копии с академических религиозных картин. Некоторые из них выполнены на хорошем профессиональном уровне (рисунки А. Н. Корина, М. Д. Корина). Однако ни измениться, ни возродиться старое палехское искусство уже не могло. Палешане с успехом занимались ремеслом: писанием недорогих икон, чеканкой окладов. Сохранились прориси рисунков для чеканки окладов, венцов, цат и тому подобное. Но особенно часто палехские мастера занимались реставрацией. В архиве Сафоновых много калек, разверток, черновых планов, зарисовок, сделанных в разных церквах и монастырях, стенопись и иконостасы которых поновляли палешане. Эти материалы несомненно интересны и могли бы оказать немалую услугу реставраторам и специалистам по древнерусской живописи.


Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.



Читайте далее: Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.

 → Главная   → История иконописи - исследования и памятники   → Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя   → Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)  
 
 
  Икона «Апостол Петр»
Икона «Апостол Петр»
«Живопись Обонежья»

Икона «Деисус»
Икона «Деисус»
«Русский музей»

Икона «Сошествие во ад»
Икона «Сошествие во ад»
«Русский музей»

 
 
История иконописи
Сюжеты икон
События
Заметки иконоведа

Библиотека
Древнерусское искусство
Московская школа
Живопись Обонежья
Музей имени Рублёва

Купить икону
Продать икону

Секреты реставрации

Контакты
О проекте
E-mail
Карта сайта
 
 
 
+7 (906) 725-70-98 (консультации, выбор икон)

+7 (926) 842-15-79 (атрибуция, оценка)  

© Иконовед.рф. 2015-2024.   
Информационно-познавательный сайт об иконах, древнерусской живописи, истории, искусству и этнографии. Советы и рекомендации об оценке, продаже, покупке, экспертизе, атрибуции, реставрации икон

Группа Иконовед в социальной сети Facebook  Иконоведы в социальной сети Вконтакте

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика