Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
Книги Открытки Росписи Фарфор Рукоделие Мода Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Керамика Марки Монеты Коллекции и коллекционеры Разные коллекции Заметки Музеи Выставки Иконы | Северные иконы в проекте «Се Вера»Русский Север - заповедный край, куда веками стекались беженцы из центральных и южных славянских земель. Север вплоть до начала двадцатого века избежал кровопролитных войн и уничтожений культурных накоплений чужеземными захватчиками, но и роковой двадцатый век, обескровивший северные земли, не смог стереть все следы самобытной русской культуры, сохранившей свои выразительные артефакты по сундукам и схронам. В расхожем восприятии Русский Север чаще ассоциируется с прикладным искусством - вышивкой и кружевами, резной скульптурой и росписями по дереву, коваными орнаментами и чернёным серебром. Но в сундуках сохранилось и важная часть художественного наследия Руси и Российской империи - иконы. Иконы Севера долгое время считались слишком простыми, народными, не требующими серьёзного внимания искусствоведов. На рубеже девятнадцатого-двадцатых веков искусство иконописи было так развито и многогранно, что северные иконы, и в особенности иконы деревенских живописцев не рассматривались всерьёз. Казалось, что этот пласт живописной культуры неисчерпаем. Однако столетие костров, гвоздей, забвения в гнилых сараях и на чердаках брошенных домов провело грустную черту разделения икон на "старые" и "новые". И старых, увы, вовсе не так много, как принято думать.
Проект «Се Вера» - это коллекция икон, которые причастны Северу и по месту написания, и по происхождению, и по географии того сундука/сарая, из которых явились миру уже в третьем тысячелетии. Многолетная работа по изучению северного наследия позволила искусствоведу Илье Боровикову создать условную систематику икон, атрибуция и описания которых ещё послужат будущим поколениям иконоведов и исследователей русского христианского искусства. Один из главных феноменов северной иконописи - сплав традиций мастерских и школ из самых разных времён и местностей. Творческое переосмысление строгих столичных тенденций и провинциальных мод привело к множественности интерпретаций, за каждой из которых осталось вдохновение безымянного мастера, работавшего зачастую в глухих местах, куда новости прибывали лишь несколько раз в год, а книги, гравюры и образцы современного искусства - и того реже. Многие северные иконы можно читать не как образец христианской живописи, а как зримый контекст окружавшей живописца реальности, но вместе с тем - и как фантастическую, сюрреалистическую картину, в которой предвосхищены все страсти светской живописи. Север - край холодных пейзажей и суровой практичности ежедневного коллективного труда - породил яркое многоцветное искусство, в котором важное место занимают индивидуальность и экспрессия. Посмотрим на несколько икон из виртуального музея проекта «Се Вера»
Образ Корсунской Богоматери - вызов для иконописца, ведь собственно сюжетная составляющая иконы представлена лишь портретами матери и младенца, сила образа зависит от психологической пружины,
от передачи эмоциональных смыслов посредством проработки выражения лиц и пластики рук.
В большинстве случаев за Корсунскую брались только опытные живописцы, способные не только на тонкость
живописной работы, но и на творческую интерпретацию трагического и благородного образа, вызывающего
живой отклик и подлинное чувство сопереживания.
Собрание святых на иконе указывает на семейный характер образа, причём семейственность заказчиков образа носила патриархальный характер. Многочисленная семья, вероятно, держалась на мужчинах - и именно мужские святые отражены в образе как покровители рода. По стилю живописи икону можно отнести к известному направлению Выговской старообрядческой иконописи. Выговские иконы отличает следование дониконовским канонам, и лишь некоторые нюансы позволяют отличить их от традиционных дореформенных образов.
Отрицая новые веяния, художники Выга больше, чем на столетие, сохранили стилистику ярославской школы семнадцатого века.
Великий Устюг - древняя столица двинских земель - в конце семнадцатого века развился в мощный производственный и культурный центр, который не мог обойтись без собственных иконописных мастерских. Следуя канонам столичной иконописи, устюжские иконописцы создали свой энергичный стиль, в котором традиционные образы обрели особую выразительность и яркость. Представленная икона «Господь Вседержитель» повторяет образ, вышедший из Оружейной палаты Москвы, но повтор этот отличает насыщенное сочетание интересных цветов при общем спокойствии лика. На окладе иконы присутствует городское клеймо Великого Устюга в раннем варианте, имевшем хождение до 1780 года, что позволяет сузить интервал датировки иконы до нескольких десятилетий. Наиболее вероятно, что икона была написана по заказу в середине восемнадцатого века.
Ростислав Нифанин Историко-художественный проект «Се Вера» - северные иконы
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |