Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Русский деревенский ковёр
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани


Рукоделие.
Шитьё, вышивка, вязание, плетение, ткачество.



Лицевое шитьёЛицевое шитьё  
Лицевое шитьё - сложная техника создания изображений на ткани с помощью вышивки, золотого и серебряного шитья, жемчужного шитья, аппликации, и других различных приёмов рукоделия, с помощью которых создаются всевозможные ритуальные покровы, пелены, плащаницы, используемые в православных обрядах и церковной жизни. С помощью лицевого шитья создаются надгробные покровы с изображениями святых, пелены с различными иконографическими сюжетами для подвешивания под иконы, покровцы на церковные сосуды, плащаницы, повествующие об оплакивании Христа во гробе.

Русская вышивка XVI-XVIII вековРусская вышивка XVI-XVIII веков  
Шитьем и вышивкой украшали предметы одежды и домашнего обихода. Они играли важную роль в быту и многих народных обрядах и праздничных ритуалах,что обуславливало характер и содержание вышитого орнамента, его композицию и расположение на украшаемом предмете. Круг вышитых предметов мало менялся со временем.

Русская вышивка XIX-XX вековРусская вышивка XIX-XX веков  
Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России.

Северное узорное вязаниеСеверное узорное вязание  
Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском Севере. Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. Суровый климат края вызывал постоянную потребность в теплых шерстяных вещах, особенно в чулках и рукавицах. Им отводилась большая роль в обрядах. Девушки, готовя себе приданое, вязали до сорока пар рукавиц, чтобы в день свадьбы подарить их родне мужа.

Русское народное  ковроткачествоРусское народное ковроткачество  
Русский народный ковёр - обширная и многоплановая тема, поскольку ковры (а также покрывала и одеяла, в ряде случаев также называвшиеся коврами, и половики, за таковые вовсе не считавшиеся) были любимы в народном быту, их активно создавали и использовали, ибо сам непростой климат подталкивал людей разного достатка и социального уровня обзаводится как функционально-значимыми коврами, так и красивыми украшениями интерьера.

Русский деревенский ковёрРусский деревенский ковёр  
Разумно предположить, что эти деревенские ковры изготовлены в Центральной России в 1920-1930-е годы, во второй половине 1940-х они были перевезены в Подмосковье, какое-то время использовались, но недолго. Были убраны на чердак и пролежали там до момента обнаружения...

Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюмРучное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм  
Ручное ткачество в прошлом было одним из самых распространенных видов искусства. Каждая женщина умела и прясть, и ткать. Способы украшения тканей узорами были сложны и трудоемки. Ткацкий стан — это массивное деревянное сооружение с подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Главная часть стана — рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру. Поэтому способность ткачихи производить сложнейшие расчёты узоров ценится так же высоко, как природный вкус и фантазия.

Ручное узорное ткачество. XX векРучное узорное ткачество. XX век  
К началу XX века ручные производства начали стремительно исчезать, так как продукция механизированных фабрик была дешевле, а требования к парадным костюмам и эстетике бытовых предметов упростились. Фактически, уже в 1920-1930-е годы ручные производства сохранялись лишь силами отдельных энтузиасток, для которых ткачество являлось смыслом жизни и способом самовыражения. Отдельные мастерицы продолжали работать и во второй половине XX века, однако речи о промыслах и уже не шло, ручное ткачество стало художественным творчеством или увлечением.

Русское кружевоРусское кружево  
Среди разных способов украшения тканей кружевоплетение выделяется особыми свойствами. Главное декоративное качество кружева — ажурность. На воздушном фоне, тонком, как паутинка, или замысловатом, звездчатом прихотливо вьется волнистая линия, разбросаны фигуры узоров. Они то плавно перетекают в ажурную решетку, то контрастно выделяются на ней. Важнейшее свойство кружева — выразительность орнаментального рисунка. Его линии подчеркнуты сканью — рельефными белыми или цветными нитями.

Русские центры изготовления кружеваРусские центры изготовления кружева  
Активный рост русских кружевных промыслов начался во второй половине XVII веке, с распространением европейской галантной моды и повышением уровня жизни. Кружева стали обязательным элементом одежды и быта, что предопределило и увеличение предложения на рынке, и вовлечение в кружевное ремесло значительного числа женщин. Практически в каждой губернии сложилось по несколько центров кружевного промысла, в каждом из которых были свои техники и особенности.

Вологодское кружевоВологодское кружево  
Орнамент вологодского кружева отличается особым своеобразием. Линии его – плавные, текучие, мягко изгибающиеся. Даже геометрические узоры приобретают скругленные очертания. Рисунок узоров – обобщенный, условный, подчас в нем есть лишь намек на реальный прототип. Главное качество кружева – ажурность. Вологодские кружевницы создали множество прозрачных решеток, заполняющих фон между фигурами, делающих кружево похожим на морозные узоры, яблоневый сад, цветущий луг. В то же время его не назовешь легким, как паутинка: вологодскому кружеву, сплетенному из прочных льняных или хлопчатобумажных нитей, присущи плотность и весомость.

Вологодское кружево. Модные традицииВологодское кружево. Модные традиции  
Вскоре после свадьбы молодая надевала лучшее платье и несчетное количество рубах с богато разукрашенными подолами и шла на «перебаску». Женщины постарше и гостьи, рассматривая эти наряды, судили по ним о способности молодой к рукоделию. Но так как много рубах сразу не наденешь, дозволялось украшать себя только расшитыми или затканными бумажными нитями подолами (станами). Для удобства их носили как юбки – на поясе или вздержке.

Вологодское кружево. XX векВологодское кружево. XX век  
Главной задачей кружевниц и художниц Вологды в послереволюционное время было создание новых орнаментов и форм кружевных изделий. Впервые в искусстве кружевоплетения появились изображения трактора, самолета, парашюта, гербов советских республик. Произведения 1930-х гг. - это небольшие салфетки и неширокие кружевные полосы с зубцами, иногда с фигурным верхним краем. Они отличаются не только своеобразием решения темы, но и миниатюрностью узоров, условностью и обобщенностью рисунка и тонкостью плетения.

Металлическое кружевоМеталлическое кружево  
В XVII – начале XVIII века вологодские мастерицы плели кружево из металлических (золотных) нитей – серебряных и позолоченных, сделанных либо из расплющенной проволоки, либо из тонкой шелковой нити, обвитой металлической нитью. Узкие и широкие полосы кружева с зубцами и без них (края, аграманты, прошвы) предназначались для украшения одежды, убранства домов, для церковных облачений. Искусство «металлического» кружева сохранялось в Вологодской губернии до начала XX века.

Русские набивные тканиРусские набивные ткани  
В XVII в. набойка заменяла дорогие привозные ткани. Декоративные ткани с красивым рисунком широко использовали в качестве занавесей, скатертей, покрывал, шили из них и церковные одежды. Старинные набойки печатали с резных досок, сделанных из твердых пород дерева. В набивном деле счастливо соединилось искусство резчиков по дереву, достигавших умелого распределения фона и узора, с мастерством тканщиков. Орнамент набойки XVII в. сформировался в русле общего направления декоративного искусства этого времени. Ткани отличаются плоскостностью и большим разнообразием узоров.

Ткани, вышивки, текстиль на выставках

Тканое великолепие. Европейские шпалеры XVI-XVII вековТканое великолепие. Европейские шпалеры XVI-XVII веков  
Расцвет шпалерного ткачества в Европе XV-XVII веков объясняется общим подъёмом художественных промыслов и изменением эстетических требований к интерьерам. И не надо забывать, что дворцовые ансамбли нуждались в шпалерах как в защищащем от холода элементе внутреннего убранства. Холодные каменные стены замков и особняков не располагали к комфорту, в то время как плотные шпалеры создавали барьер для сквозняков, да и тактильно были намного приятнее.

Ткани Москвы в Музее МосквыТкани Москвы в Музее Москвы  
Главное откровение, ожидаемое, но значимое в непосредственном наблюдении - огромное количество образцов и всевозможных рисунков, собранных в одном месте. Один ассортиментный альбом вмещает сотни вариантов. А на выставке собрана впечатляющая коллекция сотен альбомов, занимающих три немаленьких стены отдельной ниши. Стой, смотри, обалдевай...





      • Главная   • Рукоделие  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта