Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
ИзразцыИзразцы из Коломенского Архитектурные и печные изразцы из собрания Русского музея Коллекция изразцов историко-архитектурного заповедника во Львове | Коллекция изразцов историко-архитектурного заповедника во ЛьвовеА. И. Кос В коллекции художественных изразцов Историко-архитектурного заповедника во Львове представлены изразцы начала XV—конца XVIII столетия, значительная часть из которых не имеет аналогий. Начало коллекции положили археологические исследования во Львове, проводимые на территории средневекового города в 1977 — 1978 гг. В настоящее время коллекция насчитывает более ста экспонатов.
По хронологическим признакам они составляют четыре основные группы: Уже в начальной стадии своей истории Львов, как крупнейший город Галицко-Волынского княжества (конец ХШ — первая половина XVI столетия), был центром разнообразных ремесел. Традиция керамического производства получила развитие в последующие столетия. Львовские гончарные изделия изготовлялись из глины со значительной примесью песка. Подобный состав глиняного теста обеспечивал крепость предметов, уменьшал усадку при сушке, повышал жароупорность. Высокого качества белые глины из окрестностей Львова экспортировались на запад в города соседней Польши. [J.Olszewska. Zabytkowe kaf le Muzeum w Jaroslawiu. Katalog. Rzeszow, 1969, s. 10.] Ассортимент изделий из глины включал архитектурную керамику — черепицу, остроконечные завершения крыш (так называемые маковки), бытовые предметы — разнообразную посуду, детские игрушки, а с XVII столетия — и трубки для курения.
В архивных источниках часто встречаются имена гончаров. В древнейшей городской книге «Acta ех Judicio bannito» (1382—1389 гг.) под 1388 г. значатся гончары Георгий и Драг. [ А. Czolowski. Najstarsza ksiega miejsks. — In: Рошп1Ы dziejwe ?лбом а, t. I. Lwow, 1892, s. 104 — 105.] В период расцвета города, его строительной активности (конец XVI—начало XVII столетия) хроника Львова упоминает о гончаре Николае [D. Zubrzycki. Kronika miasta Lwowa. Lwow, 1844, s. 125.], в архивных источниках встречаем имена Клеманса и Маргая [ЦГИА во Львове, ф. 52, оп. 2, ед. хр. 704, с. 1; ед. хр. 709, с. 648. ], Ивана Глуронимовича и Якова Выбрановского [Там же, ед. хр. 763, с. 63, 121; Акты, относящиеся к истории Львовского Ставропигиального братства. Архив Юго-западной России, ч. I, т. XI. Киев, 1904, с. 491, 665.], гончарных цехмистров — Войтиха (Альберта) Макуха и Федора Вуйциковского. [Социально боротьба у Львов в XVI — XVIII ст. Сборник документов. Львiв, 1961, с. 201.] С 1474 г. в архивных документах упоминается также львовский гончарный цех.[Я. П. Юсь. Промисловiсть Львова в период феодализму. Львов, 1968, с. 112.] С XV столетия известна особая улица гончаров. Гончарам, подобно другим ремесленникам, была вверена защита части оборонительных стен города — от Галицких ворот до монастыря бернардинцев. Возле городской ратуши гончары содержали лавки, где продавали свои товары. Около кафедрального собора святого Юрия, расположенного за городом, проводились дважды в год святоюрские ярмарки, длившиеся две недели. На них был представлен широкий ассортимент гончарных изделий. Специфической отраслью местного декоративно-прикладного искусства являлось изготовление архитектурной керамики, в частности художественных изразцов. Они употреблялись для облицовки степ зданий и печей, для украшения наличников окон и дверей. Известно, например, что изразцами были выложены стены комнат архиепископского дворца на центральной рыночной площади города, где находились дома самых влиятельных и богатых горожан. В архивных источниках, в частности в инвентарных описях имущества богатых купцов и ремесленников, а также монастырей (сохраняются среди материалов Центрального исторического архива во Львове), обычно сообщается количество печей в доме, цвет изразцов, размер печи, степень ее сохранности, указывается стоимость ремонта и т. п. [ЦГИА во Львове, ф. 129, оп. 1, ед. хр. И41, с. 336; Акты относящиеся к истории Львовского Ставропигиального братства, ч. I, т. XI, с. 656, '663, 368, 344, 345, 380.] Из протокола известного в истории Львова (1628 г.) судебного процесса (пятьдесят пять горожан-свидетелей обвиняли бывшего бурмистра Мартина Кампиана в злоупотреблении властью) представляют интерес показания двух гончаров: «<...> во время большой эпидемии 1623 г. люди Мартина Кампиана открыли мой дом и забрали расписные изразцы в Скнилов, где были сделаны печи. После этого я пошел туда посчитать изразцы, но меня не хотели впустить. В доме я поставил ему трп расписные печи». [Социальна боротьба у Львов в XVI — XVIII ст., с. 200 — 201.] Приведенное заявление Бартоша Гончара свидетельствует о том, что гончары не только изготовляли изразцы, но и ставили печи. Другой свидетель, Войтих Макух, сообщая, что гайдуки — вооруженная охрана М. Кампиана — забрали у него почти копну (60 штук) изготовленных им изразцов, оценивает их в три золотых. По тем временам это составляло значительную сумму. [S. Hoszowski. Ceny we Lwowie w XUI 1 XVII w. Lwow, 1928.] Для постройки одной печи необходимо было изготовить не менее 70 — 80 изразцов. В сооружениях общественного характера, например в средневековых госпиталях, ставились печи значительных размеров. В госпитале Львовского Онуфриевского монастыря, предназначенном «для вдов, сирот и вшеляких уломных», а также для приезжих, одна из печей состояла из 185 изразцов. [Акты, относящиеся к истории Львовского Ставропигиального братства, ч. I, т. XI, с. 333.] Известный историк Владислав Лозинский (1843 — 1913) зафиксировал подобную печь в шляхетской усадьбе. [W. Lozinski. Zycie polskie w dawnych wiekach. Lwow, 1912, s. 74.] История изразцового дела тесно связана с историей застройки города. В те времена (XVI — XVIII столетия) печь была неотъемлемым архитектоническим элементом каменных зданий (во Львове их часто называли камяницами), их интерьеров. Последние в домах богатых горожан-патрициев часто украшались полихромией, скульптурой, декоративной плиткой для полов; на стенах вешали картины, восточные ковры. Приспособленная к характеру помещения, расположенная чаще всего в углу комнаты, иногда в нише, печь должна была находиться в стилевом единстве с интерьером. Мисковидные изразцыНаиболее ранним типом изразцов, представленным в коллекции (первая группа) являются мисковидные изразцы. Изготовленные на гончарном круге, они сохраняют еще форму мисковидного сосуда, стенки которого расширяются кверху; им с помощью шаблона придается квадратная форма. Размеры львовских мисковидных изразцов (в коллекции представлены два целых экспоната и несколько фрагментов) составляют 18x18,5, 19,4x19 см.
На днищах изразцов-сосудов сохранились следы огня: изразец вставляли в стенку печи, направляя круглым днищем к очагу, а квадратным верхом наружу-открытое, вогнутой формы пространство способствовало значительной отдаче нагретого воздуха. Подобного типа изразцы известны в Потеличе [Ю. П. Лаиiун. Ново данi про керамику XIV-XV ст. — В кн. Середнi вiки на Украли, вып. 1. Киiв, 1971, с. 202, рис. 3, 2. ], Хотыне [Б. О. Тимощук. Середньовiчний Хотин.— Археология, Киiв, 1974, № 22, с. 31, рис. 4.], Старом Орхее (Молдавия) [Г. Д. Смирнов. Производство красноглинных печных изразцов и опыт реконструкции печей по материалам Старого Орхея. — Известия Молдавского филиала АН СССР, 1965, 4/31, Кишинев, с. 75.], Ярославле [В. Reinfus. Ludowe kaf le malowane. Krakow, 1966, s. 8, il. 7 ], Ольштине (Польша) [J. Olszewska. Op. cit., s. 5.]. Все они датируются концом XIV — началом XV столетия. Кроме мисковидных, на территории Львовщины известны еще такие древние формы, как конусоподобные и цилиндрические изразцы. Они также относятся к древнейшим кафельным изделиям и датируются XIV—первой половиной XV в. В коллекции представлены двумя небольшими фрагментами. Ренессансные кафлиВторую группу изразцов описываемой коллекции составляют плоские ренессансные кафли. В пределах этой группы выделяется несколько подгрупп: а) терракотовые изразцы, б) кафли, украшенные зеленой глазурью, в) изразцы, декорированные разноцветной глазурью. Терракотовые изразцы с рельефными изображениямиПодгруппа «а» (восемнадцать экспонатов в коллекции) представлена терракотовыми изразцами, поверхность которых украшают разнообразные рельефные изображения. Преобладают растительные композиции, среди них мотив виноградной лозы в реалистической трактовке. Изображение выполнено высоким рельефом. Аналогичный орнамент широко распространен на различных памятниках украинского народного искусства, изготовленных из дерева, камня, металла. Он представлен также в архитектурном декоре Львова XVI в. (портал часовни трех святителей Успенского собора, колонны армянского монастыря, интерьер Черной каменицы) . Мотив виноградной лозы, как известно, получил широкое распространение под влиянием искусства Возрождения. [M. Драган. Украiнська декоратiвна резьба. Киiв, 1970, с. 55.]
Представляет интерес кафля, плитка которой имеет выпуклую поверхность, так называемую пуклю. В центре ее в овальном обрамлении расположена растительно-стилизованная композиция. По периметру изразца (размеры его 19,7 X 20,4 см) размещена рама (ширина ее 2,4 см), украшенная фестонами. Своими размерами, наличием широкой рамы, четким оттиском рогожи на обратной стороне описываемый экземпляр напоминает изразец, найденный в Киеве и опубликованный А. И. Шовкопляс. [А.И. Шовкопляс. Середньовiчнi художнi кахлi з Киева. — Археология, Киiв, 1975, № 16, с. 110, рис. 5. гг Л Olszewska. Op. cit., s. 110, il. 5.] Киевский изразец датируется серединой XVI столетия. Но декор киевского и львовского изразцов разный. Первый украшен портретным изображением, второй — стилизованно-растительным орнаментом.
Среди других изразцов следует назвать кафли с рельефным изображением цветка в центре и венка вокруг него из колокольчиков (сон-травы). Мотивы гвоздики и «вазона» (изображение цветка на тонком длинном стебельке), очевидно, позаимствованы из восточного искусства, в частности из декора ковров (в коллекции тринадцать экспонатов).
Из раскопок, проводимых во Львове на месте, где в XIV — XVIII столетии был расположен средневековый госпиталь, происходит фрагмент изразца фриза, разделявшего печь на ярусы. Поверхность плитки прекрасно декорирована скульптурной тонкой веткой с мелкими стилизованными листьями. Представлены также изразцы (три экспоната) с узорами, заимствованными из орнамента изделий, украшенных металлом (кованые сундуки, двери и другио предметы домашнего обихода) или изготовленных из металла. Особый интерес представляют кафли, декорированные антропоморфными изображениями. Сохранилось два фрагмента, изготовленных в одной и той же форме. Относительно хорошая сохранность их дала возможность реконструировать изображение в целом. Размеры его: 10,5Х18 см, толщина плитки — 1,1 см, высота рельефа на плитке до 4 мм. В округлом рельефе выполнена фигура ангела с виноградной лозой в руках. Для изображения характерны гармоничность пропорций, плавные линии, тонкая передача стройного и грациозного силуэта, сборок одежды, оперенья крыла. Виноградная лоза, которую ангел держит в руках, связана с христианской символикой (слова евангелия от Иоанна: «Я есмь виноградная лоза, а отец мой виноградар», «Я есмь виноградная лоза, а вы леторосли»). Рисунок композиции и ее пластическое воплощение свидетельствуют о высоком мастерстве неизвестного художника. Аналогии данному изображению отыскать не удалось, но весь образный строй композиции дает возможность предполагать, что данный рельеф относится к раннему ренессансному искусству Львова и, по-видимому, может быть датирован началом XVI столетия. Изразцы с зелёной глазурьюВ подгруппе «б» (второй группы) представлены изразцы, украшенные темно-зеленой глазурью. Ее начали применять для декорирования керамики с XV столетия. Для данной группы кафель характерно появление новых орнаментальных композиций, составленных из стилизованных растений, чаще всего из гибкой нити аканта. Высокий рельеф со временем переходит в более плоский и превращается к ХУП столетию в рельефный рисунок, основным элементом которого становится стилизованная розетта. Изразцы как бы разделены диагоналями на четыре части, из которых каждая имеет одинаковое изображение.
Большинство изразцов коллекции относительно хорошей сохранности. Они происходят в основном из действовавших печей, о чем свидетельствует значительная законченность их внутренних стенок. Отметим изразцы, орнаментированные по углу плитки крестообразными фигурами, образованными пятью выпуклыми выступами — кабошонами, а также стилизованным цветком аканта. Среди изразцов описываемой подгруппы известны экземпляры, украшенные по периметру широкой рамой с фигурами ромбов, кафли с узкой рамой и, наконец, изразцы, имеющие вместо рамы только узкий бордюр-обрамление. Последняя особенность характерна для изразцов начала XVII столетия. Изразцы с цветной глазурьюСвязи средневекового Львова с культурными центрами Востока и Запада сказались в том, что, очевидно, под влиянием итальянской майолики и изразцов Ближнего Востока для украшения кафель начали применять разноцветные глазури. Двадцать восемь подобных изразцов представлены в подгруппе «в» (второй группы) коллекции. Поверхность покрыта блестящей, крепкой глазурью разнообразных цветов и оттенков. Преобладают яркие цвета небесной лазури, темно-синий, белый, желтый, изредка светло-зеленый. Представляет интерес небольшой фрагмент изразца с рельефом, напоминающим маскарон. Размеры его 6,7х8,2 см, он неровный по толщине — от 1,4 до 1,7 см. Черты лица маскарона преувеличены и гротескно утрированы: очень большие по сравнению с лицом миндалевидные, асимметрично поставленные глаза, выгнутые с преувеличенным удивлением брови, слишком толстый широкий нос, очень пухлые вывороченные губы; на лбу небольшие утолщения — шишки-бугры. Последние наводят на предположение, что художником представлен китайский о ожок долголетия Шоу-син. Его, как известно, часто изображали с шишками мудрости на голове. Плитка, украшенная этим маскароном, возможно, являлась декором углового изразца. Поверхность ее покрыта тонким слоем глазури бледно-голубого и охристого тонов. Среди других экспонатов отметим изразцы, формы которых подчеркивали конструкцию печи: карнизы, аттики, акротерии. Во время археологическо-архитектурных исследований на месте средневекового госпиталя была найдена хорошей сохранности карнизная кафля, украшенная декором, имитирующим аттик. Цветовую гамму изразца составляют голубой, белый, желтый цвета. Поверхность угловых изразцов часто декорирована композицией из листьев аканта.
Из различных районов г. Львова — площади Пидковы и улицы Арсенальной-происходят изразцы, выполненные в одной форме, поверхность которых украшает гибкая нить аканта. В центре композиции — стилизованный цветок — розетта. Цветовая палитра глазури состоит из белого, желтого, голубого и бледно-голубого оттенков. По характеру орнамент напоминает народное украшение — вырезку из бумаги, так называемую украинскую «вытынанку». Изразцы, декорированные аналогичным орнаментом, известны в Польше, где они датируются серединой XVII столетия. Среди других орнаментальных мотивов можно назвать изображение гвоздики и тюльпана, а также реалистически выполненное изображение цветка ромашки. В декоре отдельных кафель встречается мотив плетенки, выполненной белой глазурью по синему фону. Интересны изразцы, украшенные изображениями птиц. Фрагмент кафли, на котором представлена стилизованная птица (напоминающая павлина) возле стилизованного дерева, имеет изысканную цветовую палитру. Она состоит из охристо-голубых, темно-синих и голубовато-зеленых тонов. На поверхности другого изразца изображена в обрамлении типа картуша птица с красиво моделированными крыльями. Цветовую гамму этого изразца составляют охристо-синие цвета на голубом фоне. Украшение керамических плиток глазурью существенно изменило внешний вид печи, придало ей декоративность и живописность. Довольно значительное количество целых изделий и многочисленные их фрагменты позволяют предполагать, что богато декорированные печи нашли во Львове широкое распространение. О высоком качестве львовских глазурованных изразцов свидетельствует их вывоз далеко за пределы города, в центральную Польшу. [St. Fr. Gajerski. Potylicki osrodek kaf larski w XVI — ХУШ w. — Kwartalnik historyczny kultury materialnej. Warszawa, 1972, № 3, s. 483; Z. Gloger. Encyclopedia staropolska, t. II. Warszawa, 1958, s. 303.]
Барочные изразцыВ коллекции представлено значительное количество (больше тридцати экземпляров) типично барочных изразцов. Они выделены нами в третью группу. Среди них — кафли, украшенные разнообразными интерпретациями изображений двуглавого орла. Эти изображения появились на изразцах, очевидно, под влиянием геральдики. На основании многочисленных аналогий подобные изразцы датируются концом XVII — началом XVIII столетия. В описываемой группе встречаются кафли, для которых характерны неоконченные раппорты — повторяющаяся часть орнамента. Орнамент как бы переходит рамку одного изразца и, соединившись с соседними, создает большую композицию, охватывающую всю поверхность печи, подобно шпалерам на ткани и коже. Изготовлялись также кафли больших размеров — кафли-блоки. Декор их разнообразен: грозди виноградной лозы, акант, желуди, листья дуба, анималистические изображения. Все изразцы третьей группы покрыты коричневой глазурью разных оттенков. Классицистические изразцыПоследнюю, четвертую группу коллекции составляют изразцы классицистические. Среди интересных экспонатов отметим хорошо сохранившиеся фрагменты фриза, украшенного решеткой. Размерами, решеткой из тонких вертикальных перегородок, наличием темно-зеленой глазури эти изразцы напоминают кафли начала XVI столетия. Но украшающие их балясины и раскрытые волюты свидетельствуют, как нам кажется, о том, что подобные экземпляры нужно датировать концом ХЧШ столетия. Аналогии неизвестны. В конце XIX столетия изготовление кафель становится массовым. Наряду с продукцией ремесленников возникает и фабричное производство изразцов. Деревянные формы для кафель еще в XIX столетии вывозились из Львова в разные города Польши. [J.Olszewska. Op. cit., s. 10 — 11.] Это обстоятельство дает некоторые основания предполагать, что в средние века матрицы изготовлялись из дерева, а также из обожженной глины. Обзор найденных на территории Львова художественных изразцов свидетельствует о высоком профессиональном и художественном уровне работ, выполненных во Львове в XV — XVIII столетии. Если кафли открытого типа (мисковидные, цилиндрические, конусоподобные Х1V — XV столетия) мало отличались от изразцов Западной Европы, то плоские терракотовые и глазурованные, украшенные разнообразными орнаментальными композициями являются глубоко оригинальными и самобытными произведениями украинского прикладного искусства. Они свидетельствуют также о художественных поисках, свойственных культуре того времени (XVI — XVIII столетия), и об определенных связях между художественным оформлением украинских изделий и аналогичных изразцов Западной Европы, в частности Польши (акантовая орнаментация, гербовые картуши), а также Ближнего Востока (мотивы гвоздики, тюльпана). Как и другие виды прикладного искусства, керамическое производство анонимно: имена мастеров, иногда известные по архивным источникам, невозможно связать с сохранившимися конкретными произведениями. Развитие львовского изразцового дела было тесно связано с застройкой города. Рассмотренные кафли представляют интерес, прежде всего как особый вид архитектурной керамики, существенно влиявшей на интерьер и экстерьер возводившихся зданий. Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия». Ежегодник 1983г. Изд-во «Наука», Ленинград, 1985г.
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |