КерамикаНародная керамика в Русском музее Расписная народная керамика Керамика Гжели Керамика Скопина Керамика Абашева
| Керамика
Народная керамика в Русском музее "Большой раздел собрания керамики Русского музея - так называемая „грубая керамика"". Изделия из простых гончарных глин отличаются высокими художественными достоинствами, выразительной пластикой форм, своеобразием приемов декора. Каждое из них оригинальное произведение. Работая на гончарном круге, мастер бесконечно варьировал формы, каждый раз создавая неповторимые изделия, в которых ощущается живое прикосновение рук гончара."
Расписная народная керамика Большое количество керамических изделий XIX — ХХ вв. в собрании Русского музея украшено росписью, многочисленные виды и приемы которой имеют местные особенности. Редкие экземпляры сосудов украшает роспись, совершенно не свойственная керамике. Изделия гончаров села Репино Нижегородской губернии расписывались масляной краской по грунту, создающему матовую черную пленку на всей поверхности. Роспись не закреплялась обжигом.
Керамика Гжели Гжель — родина полуфаянса. Он появился в результате поиска более совершенного по сравнению с майоликой материала. Черепок этих изделий светлый, довольно толстый и пористый. Украшали сосуды росписью и покрывали прозрачной глазурью. Сначала в полуфаянсе использовали формы и виды росписи майоликовых предшественников. Но со второго десятилетия XIX в. квасники и кумганы уступают место кувшинам, на смену полихромной сюжетной росписи приходит иная, в которой преобладают растительные мотивы и господствует синий цвет.
Керамика Скопина "Значительный раздел „грубой керамики"" составляют работы гончаров города Скопина Рязанской губернии. В него входят разнообразные виды изделий: посуда простых бытовых форм, декоративные сосуды — квасники и кумганы, скульптурные сосуды, скульптурные подсвечники. Ни в одном музее нашей страны не представлены так полно, как в Русском музее, скопинские простые бытовые изделия второй половины XIX — начала ХХ в."
Керамика Абашева "Разнообразны творческие пойски одного из интереснейших гончаров XX века Т.Н. Зоткина, который работал в старинном селе Абашеве — прославленном традиционном центре народного гончарства Пензенской области. В простых посудных изделиях, приобретенных у автора в 1975 г., Зоткин повторил формы сосудов прошлого. Это миска, по местному „жаровня"", и кашник, похожий на большую кружку с петлевидной ручкой. Скромная орнаментика рельефными поясками и классически ясная простота форм составляют их основную эстетическую особенность."
Выставки и мероприятия
Елена дель Барко. Гончарное совершенство Гончарная мастерская DELBARCO основана в 2015 году, вдохновительницей и организатором мастерской стала московская художница Елена дель Барко. Освоив гончарное дело, Елена начала создавать уникальные керамические произведения, сочетающие изысканность и функциональность, совершенство форм и практичность. А из практики художника-керамиста выросла и потребность в живой передаче творческого импульса, в просветительской и образовательной деятельности.
|