Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
КерамикаНародная керамика в Русском музее Расписная народная керамика Керамика Гжели Керамика Скопина Керамика Абашева | Народная керамика в Русском музееОснову собрания народной керамики Государственного Русского музея составили изделия XVII — начала XX в., поступившие в 1937 — 1938 гг. из Кустарного музея, Государственного музейного фонда и Государственного Эрмитажа. В эти же годы собрание пополнилось экспедиционными находками, среди которых преобладали гончарные изделия 1930-х гг. В дальнейшем комплектование коллекции приобрело планомерный характер. Этому способствовала созданная в музее в 1954 г. закупочная комиссия. Ежегодные экспедиции расширили и углубили возможности собирательской работы, став одной из форм целенаправленного поиска гончарных произведений в различных районах нашей страны. Делу планомерного собирательства помогли творческие связи с самими мастерами, художниками традиционных гончарных промыслов. В результате собрание керамики пополнилось первоклассными современными произведениями, среди которых наиболее полно представлены изделия производственного объединения „Гжель", Скопинской фабрики художественной керамики, работы гончаров старинного села Абашево Пензенской области, деревни Сомово Вологодской области и другие. Сложившееся таким образом собрание объединило произведения, наделенные типичными чертами и характерными формами, определяющими их народный характер. Наряду с общими признаками, отдельные группы керамических изделий обладают ярко выраженными местными особенностями, что делает их непохожими друг на друга. Они отличаются не только внешним обликом и приемами украшения, но и способом производства, что обусловлено различными керамическими материалами, из которых они сделаны. По способу изготовления изделия в собрании музея образуют два больших раздела: это грубая керамика, куда входят изделия из простых гончарных глин, и майолика и полу-фаянс, которые выполняются из глин особых сортов. Большую часть собрания составляют посудные изделия. Большой раздел собрания керамики Русского музея - так называемая „грубая керамика". Изделия из простых гончарных глин отличаются высокими художественными достоинствами, выразительной пластикой форм, своеобразием приемов декора. Каждое из них оригинальное произведение. Работая на гончарном круге, мастер бесконечно варьировал формы, каждый раз создавая неповторимые изделия, в которых ощущается живое прикосновение рук гончара. Довольно редкую группу в собрании составляют посудные изделия, роспись которых очень близка к росписи на изразцах не только по своему содержанию, но и по технике исполнения. Они датируются второй половиной XVIII в., когда роспись по сырой эмали начали осваивать в посудном производстве.
Однако художественные принципы росписи изразцов не могли долго оставаться неизменными в посудном производстве. Особенности форм сосудов требовали иных декоративных решений. Большинство предметов народной керамики относится ко второй половине XIX — ХХ в. Наряду с чертами времени создания, в них сохраняются способы обработки и приемы украшения очень древнего происхождения. Так, новгородский гончар А.И. Царев в 1937 г. применяет старинный способ „обварки", известный с доисторических времен.
Извлеченный из горна раскаленный сосуд окунают в мучную болтушку, приготовленную из воды, льняных головок и муки. Она закипает, закупоривает поры черепка и образует причудливый „кружевной узор" из темных пятен со светлыми разводами вокруг. „Обварка" украшает сосуд и в то же время придает ему прочность, уменьшает влагопроницаемость. Еще один древнейший технический прием характерен для чернолощеных сосудов. В собрании музея среди них выделяется баклага работы тамбовских гончаров, выполненная в конце XIX в., и сосуд для сбивания масла, сделанный пензенским гончаром П.С. Арзамасцевым в 1930 — 1940-х гг.
Прекрасно найденные пропорции, благородная простота и крепость гончарных форм составляют эстетическую ценность этих изделий. В то же время в них все отвечает бытовому назначению предмета: вместительно округлое тулово, стройное горло с друмя ручками-ушками по сторонам, за которые подвешивали сосуд для сбивания масла, или дисковидное тулово баклаги, уплощенное с одной стороны и выпуклое с другой. Баклагу наполняли водой и несли за спиной, продев ремешки или веревку в четыре ушка с отверстиями, два из которых помещаются по сторонам горла, сверху, а два других — снизу. Однако не только формы, но и необычный черный цвет и блестящие полосы на поверхности сосудов делают их примечательными. Черный цвет — результат завершения обжига в сильно коптящем пламени без доступа кислорода. Такой обжиг называли „морением" или „томлением", а сами изделия — „синюшками". Узор выполняли до обжига, нанося полосы на стенки сосуда гладким камешком „лощилом", отчего такой прием получил название „лощение". После обжига узор становился блестящим, серебристым на матовом черном фоне, что придавало простым бытовым изделиям благородный вид. Но больше всего среди керамики — глазурованных сосудов. При всей общности гончарной техники и способов украшения поливной посуды гончары разных территорий выработали свои местные приемы в работе над формой и декором изделий, что и определило их неповторимое своеобразие. В собрании Русского музея немало изделий XIX в., в которых сохраняется давний обычай украшения рельефным или контррельефным узором. Контррельефные изображения рака, рыбы видны на дне мисок для киселя и латок для студня, выполненных гончарами Петербургской, Костромской, Вологодской губерний.
Стенки сосудов не отличаются идеальной ровностью, на них остались следы энергичных прикосновений рук гончара, а одна из латок полностью вылеплена вручную. Изображения покрыты сеткой узора и заключены в орнаментальную рамку. Есть в музее форма, единственное и потому уникальное приспособление для изготовления мисок пластическим способом, которая дает возможность представить сам процесс выполнения изделий. Контррельефпый узор на ее наружных стенках дает рельефный отпечаток внутри оттиснутой с помощью этой формы миски. Ручная формовка не требует сложных приспособлений, но выполнить ее может лишь опытный мастер. Обычно в форме изготовляли небольшое количество изделий со сложным узором. Тем интереснее миски и латки в собрании музея, выполненные этим старинным способом. Значительно проще другой способ — выполнение орнамента штампиками, которые гончары делали сами из дерева и глины. Оттиснутый штампиком узор размещался на плечиках сосуда, его тулове, горле. К этому способу орнаментами, также древнего происхождения, обратился вологодский гончар А.А. Левашов. Сделанный им в 1931 г. жбан для пива украшает цепь рельефных розеток, выделяющая плечики сосуда. Рельефный пояс охватывает тулово, а сквозь стекловидную поливу просвечивает красный черепок. Строгий, сдержанный декор придает особую выразительность крепкой массивной форме.
Собрание русской народной керамики в Русском музее дает довольно полное представление о разнообразных формах гончарных изделий, о многочисленных приемах украшения сосудов, сложившихся в практике гончаров прошлых времен, о сохранении и развитии традиционного искусства в творчестве мастеров и художников современных народных промыслов. Н. С. Григорьева Литература: Следующая страница: Расписная народная керамика
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |