Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
КоллекцииКоллекционер А.П.Сапожников и «Мадонна Бенуа» Картины Рембрандта в коллекции князей Голицыных Коллекционер П.П.Семенов-Тян-Шанский Русское искусство XX века в частных коллекциях Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин | Русское искусство XX века в частных коллекцияхНаступило время более полного осмысления отечественного культурного наследия, когда видятся не отдельные, пусть и замечательные, фигуры, не фрагментов а многообразная картина нашего прошлого, в котором наряду с гениями жили и творили художники меньшего масштаба, возникали художественные течения, общества, школы. В общем, шла полнокровная, наполненная противоречиями жизнь. Мы находимся в начале пути к написанию объективной истории русского искусства. Известно, что многие художественные музеи созданы на основе частных собраний. Это Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина, ряд провинциальных музеев. Коллекции передавались в дар, как сделано оратьями Третьяковыми, художником А. Боголюбовым, И Остроуховым, или были национализированы после революции, как собрания И. Морозова, С Щукина и многие другие. Но частное коллекционирование после революции не исчезает. Оно продолжает существовать, хотя и в более скромных масштабах.
В конце ХIХ — начале ХХ века коллекционирование перестало быть привилегией лишь очень богатых людей. Собирать произведения искусства могли люди интеллигентных профессий. врачи, адвокаты, художники, архитекторы. Небольшие домашние коллекции этих любителей искусства чаше всего представляли живопись, им современную «Союза русских художников», объединений «Мир искусства», «Голубая роза». Она соответствовала вкусам и настроениям либеральной интеллигенции. Именно подобного рода собрания пережили годы революции, и работы, их составлявшие, и по сей день принадлежат частным владельцам. Конечно, за несколько бурных десятилетий значительная часть произведений сменила своих хозяев, коллекции появлялись, рассыпались, чтобы возникнуть вновь, но так или иначе, сохранению очень и очень многих произведений искусства мы обязаны именно частным коллекционерам. Какие же имена мы встречаем чаще всего в частных коллекциях?
В отечественных коллекциях, как и в музеях, много работ Константина Коровина. Написанные широкой кистью, тонкие по настроению пейзажи средней России, полные света крымские, изысканные произведения парижского периода всегда ценились любителями живописи. Менее известно портретное творчество художника. «Портрет Ф И Шаляпина с дочерью Ириной», удивительно радостный. по своему живописному строю теплый и проникновенный по настроению, полнее открыл нам мир К. Коровина – человека необычайно жизнерадостного, широкой души, ценившего дружбу и умевшего дружить. Эта работа словно перенесла в эпоху, когда люди творческие представляли единую мощную духовную силу. Когда наблюдался невиданный ранее подъем отечественной культуры, были значительные достижения в театре, музыке, живописи, поэзии. Художники, входившие в объединения «Мир искусства» и «Голубая роза», известны широкому зрителю значительно меньше. Ещё сравнительно недавно их живопись называлась декадентской, и музеи выставляли эти произведения очепь ограниченно. Зато в частных собраниях мы найдем превосходные образцы «серебряного века». После ностальгически изысканных пейзажей Александра Бенуа, Виктора Борисова-Мусатова, Евгения Лансере или монументально-эпических полотен Николая Рериха, утонченно-гротескных Николая Сапунова и Сергея Судейкина мы вступаем в совсем иной мир.
Мир яростный, шумный, красочный создан художниками группировок «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». Даже трудно поверить, что и те, и другие художники творили почти в одно и то же время, настолько непохожа их живопись, настолько разнятся их взгляды на искусство. Уже сами перечисленные названия могут вызвать недоумение. Явно, что они давались с целью привлечения внимания. Озорство, юный задор являлись отличительной чертой этой живописи. Художники группы «Бубновый валет» создали удивительное направление в нашей живописи. Они объединили в своим творчестве открытия Сезанна, Пикассо с традициями русской иконы, народного лубка. Крупного формата, яркие, сочные по цвету натюрморты Ильи Машкова, Петра Кончаловского кажутся звонкими гимнами во славу Жизни и Творчества.
«Аристарх Лентулов самый веселый художник своего поколения», сказал когда-то искусствовед А. Эфрос. Картины, которые мы смогли увидеть на выставке, прекрасно подтвердили это определение. Веселость Лентулова — это неистощимая фантазия виртуозного фокусника, который не устает удивлять нас все новыми и новыми затеями Картина «Победный бой» калейдоскоп отдельных ярких форм, которые, кажется, мгновенно изменяются на наших глазах. Произведения художников «Бубнового валета» так же, как и других «левых» группировок, современниками почти не собирались. Долгие годы они хранились в семьях художников или у друзей. Открытие замечательного периода нашего искусства произошло в конце 50-х — начале 60-х годов. Тогда-то и возникли такие крупные собрания живописи начала века, как коллекции профессора А. Ф. Чудновского, дипломата В. С. Семенова, кинорежиссера С. А. Шустера, и другие. Коллекционеры покупали работы у наследников, разыскивали у знакомых. Бывало, что собирателя ожидало разочарование, и он узнавал, что часть картин умершего художника его наследники, не понимавшие их подлинной ценности, просто выбросили. Но бывало и так, что поиски и энтузиазм вознаграждались, и среди пыльных полотен, десятки лет валявшихся на чердаке, находился подлинный шедевр. Собирательство произведений левого искусства требовало от коллекционеров не только понимания его и хороших знаний, но и такого качества, которое в среде художников называется «хорошим глазом», чутьем, позволяющим безошибочно определить если и не сразу авторство, то круг, время, то есть художественную ценность работы.
Огромный энтузиазм и определенный «авантюрный дух» сопутствовали собирателям «авангардной» живописи в 60-70-е годы, когда интерес к этому пласту искусства еще не вышел за рамки художественно-искусствоведческих кругов. «Кто ищет, тот находит»,— гласит старая пословица, и действительно, напряженные поиски вознаграждались порой совершенно неожиданно. Так, например, работа, которую владельцы считали принадлежащей неизвестному автору, при внимательном ее изучении, сравнительном анализе оказалась кисти художника Алексея Явленского. Интереснейший живописец у нас в стране почти неизвестен. Атрибуция его произведений и введение их в художественный оборот являются особенно важными. Явленский, так же, как и его друг В. Кандинский, большую часть своей жизни прожил в Западной Европе. Его творчество принадлежит одновременно русской и немецкой художественной культуре, но на Западе оно известно несравненно лучше, чем у нас.
Еще одно имя, открытое частными коллекционерами - Александр Богомазов. Замечательный художник долгие годы был предан забвению. Его личная судьба осложнена событиями конца 20-х годов, как и у многих современников. Это, конечно же, отразилось и на судьбе его работ. Те из них, которые находились в запасниках музеев, почти не выставлялись. Его имя старательно вычеркивалось из истории украинского искусства Лишь с середины 60-х годов им начинают интересоваться искусствоведы и коллекционеры. Рядом с программным «Паровоз», стремительными, динамичными, удивительно лиричным кажется «Портрет жены художника», созданный в это же время, полный тонкой гармонии, посгроенный на круглящихся линиях.
Творчество Кузьмы Петрова-Водкина известно нам, пожалуй, лучше других его современников. Произведения мастера вошли в экспозиции музеев уже с середины 60-х годов, о нем написаны обстоятельные монографии. Работы Петрова-Водкина близки русской иконе, это всегда отмечается исследователями, но обычно традиции иконописи — лаконизм и выразительность пластического языка, ясность композиции, символика цветового решения использовались художником для создания своего собственного мира, тесно связанного с реальностью, ее болью и проблемами. «Распятие» же проникнуто подлинно религиозным чувством. Христос кажется парящим в небе. Вершины гор, переданные в излюбленной художником сферической перспективе, остаются у подножия креста, а сам крест и фигура Христа на нем устремлены в небо, уже принадлежат Вселенной. В одной небольшой работе заключены одновременно три религиозных сюжета: Распятие, Вознесение, Преображение. «Смертию смерть поправ»,— пишет художник на перекладине креста слова пасхального песнопения.
Леонид Чупятов был одним из талантливейших учеников Петрова-Водкина. Он погиб в блокадном Ленинграде в 1942 году, оставив очень немного работ, часть которых находится в Русском музее, другая принадлежит коллекционерам. Сюжеты картин Чупятова глубоко символичны, а живописный язык удивительно лаконичен и емок. Картины Чупятова кажутся настолько современными и по духу, и по манере, что невольно присматриваешься к датам их написания, не веря, что они могли быть созданы в 20 30-е годы.
Парадоксальное ощущение смещенного вектора времени, изменения понятий прошлое настоящее — будущее часто возникает в отношении искусства 20-х годов. Особенно сильным оно становится, когда речь идет об искусстве столпов. авангарда, и прежде всего Казимира Малевича. Живопись Малевича не воспринимается нами как искусство прошлого. Оно не понято по-настоящему, и его глубокое постижение дело будущего. Творчество художника было очень динамичным, претерпевало разные изменения. Два реалистических портрета «Портрет матери» и «Портрет брата», относящиеся к последнему периоду работы художника, дают нам возможность почувствовать эпоху. Они поражают полным отсутствием лиризма, какой-либо психологизации образов. Перед нами своеобразные живописные документы, в которых с жестокой отстраненностью художником запечатлены черты близких ему людей. Почти два десятилетия 40-е и 50-е годы — частное коллекционирование по вполне понятным причинам находилось в упадке. Приобретать живопись современников коллекционеры стали лишь в 60-е годы, когда молодые мастера начали выражать своей живописью общественные настроения времени «оттепели». Впервые за долгие годы художники открывали для себя многообразие и богатство творчества предшественников. В какой-то степени в области коллекционирования современной живописи повторяется ситуация начала века. Интеллигенция: ученые, литераторы, музыканты, искусствоведы приобретают работы художников, которые близки ей своим мировосприятием. Это не являлось только лишь меценатством, хотя финансовая помощь была необходима большинству творцов, состоящих в конфронтации с официальным искусством. Это было дружеской поддержкой единомышленников в период, когда живопись была едва ли не единственно возможной формой общественного протеста. Уже сам факт коллекционирования произведений современного авангарда становился определенной акцией неповиновения. Музей современного советского искусства, сколько-нибудь претендующий на полноту, будет вынужден обратиться к частным коллекционерам, так как работ таких уже признанных мастеров, как Олег Целков, Михаил Шемякин, Владимир Немухин, и других представителей левого крыла нашего искусства мало в государственных собраниях. Статья подготовлена в содружестве с порталом об изобразительном искусстве : "Smalti.ru - искусство, творчество, вдохновение". На портале представлена галерея картин современных художников, серия публикаций по истории искусств, заметки для начинающих художников, а также статьи по архитектуре, иконописи, монументальному искусству. Следующая страница: Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |