Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


ДеревоРусская резьба по дереву
Монументальная резьба по дереву
Резное подстолье XVII века
Геометрическая трёхгранная резьба
Резные прялки
Пряничные доски
Резная деревянная посуда и домашняя утварь
Резьба по бересте


Геометрическая трёхгранная резьба

Н. В. Тарановская

Трёхгранновыемчатая резьба представляется подчас технически простым видом резьбы по дереву. Рисунок резьбы образуют трёхгранные углубления, сделанные простыми резцами. Однако для достижения гармоничности геометрического рисунка резьбы мастеру требуется великолепное чутьё материала и отточенное владение инструментом, одна неверная или скошенная деталь резьбы способна испортить всё впечатление от предмета.

Временные рамки возникновения трёхгранной резьбы весьма расплывчаты и неопределённы. Часть исследователей возводит геометрическую резьбу к самым древним временам, другие полагают, что широкое распространение резьба получила в относительно поздний период, с общим развитием потребностей декора бытовых предметов в самых различных социальных слоях общества.

Кругу памятников народной культуры Русского музея с явно выраженной барочной орнаментацией противостоит другой круг вещей, преимущественно крестьянского обихода, с геометрической трехгранновыемчатой резьбой. Таковы ларец-баульчик и рубель из села Долгощелье (низовья реки Кулой).

Ларец-баул. XVIII век. Трёхгранная резьба
Ларец-баул. XVIII век.


Мир образов трехгранновыемчатой резьбы глух и неподвижен. Но таким представляется он в отъединенности от предметной среды, всегда живо связанной со временем. Выемки и звездчатая паутинка выступающих борозд образуют ряды крест-накрест расчерченных квадратов, углов и лепестковых розеток. Узор наполнен движением. Он будто течет, стелется по орнаментируемым поверхностям предметов, то мягко окутывая их, как на донце 1783 г., то широко раскидываясь, как на рубеле, то "взрыхляя" стенки ларчика. Сочная живописная по характеру резьба здесь органично сливается с пластикой объемной формы, архитектурно ясные членения которой подчеркнуты валиками с глубокой резьбой "косицами".


Рубели XVIII-XIX вв. Трёхгранная резьба
Рубель. XIX век. Архангельская область.
Рубель. XVIII век. Архангельская область.


На конце рубеля среди традиционных трехгранных углублений и розеток обнаруживаются миниатюрные барочнорокайльные волюты, окаймляющие края треугольного среза. Внутри этого подобия фронтона, архитектурно завершающего стройную форму рубеля, помещены тюльпан и перистые ветви по сторонам. Эти мотивы выполнены в рельефе, окрашены в белый цвет и выделяются на красном, заглубленном фоне. Игра уровней придает особую живость и прелесть резному декору предмета.


Валёк. Середина XIX века. Трёхгранная резьба
Валёк. Середина XIX века. Нижегородская губерния


Валёк. Середина XIX века. Трёхгранная резьба
Валёк. Середина XIX века. Нижегородская губерния

Декоративность, изобилие резных мотивов, сочетание их с раскраской и даже росписью становятся характерными в XIX в. для всего комплекса предметов, украшенных трехгранновыемчатой резьбой. Эта тенденция развития искусства резьбы на протяжении XIX в. хорошо прослеживается на обширном материале коллекций резных прялок из разных областей Русского Севера. Преобладающий, главный мотив узоров круг, лепестковая, лучистая или вихревая розетка во множестве вариантов повторяется на лопастях, переходя и на ножку прялки.


Лопасть прялки. Середина XIX века. Трёхгранная резьба
Лопасть прялки. Середина XIX века. Вологодская губерния


Вместе с тем до конца XIX в. живет и другая, архаизирующая, тенденция в искусстве геометрической резьбы. Сильнее всего она проявляется в монументальных и лаконичных формах резьбы ряда районов Вологодской и Архангельской губерний (ил. 18, 19). В памятниках этого типа заметнее проступает древнейшая основа образности трехгранновыемчатой резьбы со всей совокупностью ее мотивов и элементов. Здесь сильнее звучат отголоски космогонических представлений славян-язычников.


Лопасти прялки. XIX век. Трёхгранная резьба
Лопасть прялки. XIX век. Вологодская губерния.
Лопасть прялки. 1822 (1855?) год. Архангельская губерния.


На этих прялках, украшенных солярными знаками, солярная тема порой становится единственным сюжетом узора. К такому выводу приходит Б.А.Рыбаков в итоге наблюдений над орнаментацией русских северных прялок. Геометрические знаки выражали идею смены дня и ночи, круговорота суток, движения солнца вокруг земли по небу и подземному пути (согласно поэтическому представлению, долго державшемуся в крестьянстве дореформенной России). Однако и эта предположительная расшифровка содержания прялочных узоров не исчерпывает глубины смыслового значения и истоков замечательной системы их орнаментами.


Литература:
• О.В.Круглова. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.
• Н.В.Мальцев. Орнаментальная резьба по дереву на Онежском полуострова. — В кн.: Русское народное искусство Севера. Л., 1968.
• Б.А.Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М., 1948.



Следующая страница: Резные прялки



      • Главная   • Художественные и декоративно-прикладные изделия из дерева   • Геометрическая трёхгранная резьба  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта