Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


ДеревоРусская резьба по дереву
Монументальная резьба по дереву
Резное подстолье XVII века
Геометрическая трёхгранная резьба
Резные прялки
Пряничные доски
Резная деревянная посуда и домашняя утварь
Резьба по бересте


Резные прялки

Н. В. Тарановская

Вплоть до середины XX века прялка являлась одним из самых необходимых в доме предметов. Прялки составляли «капитал» семьи, причём не только крестьянской, но и купеческой, и аристократической. Русский климат не оставлял выбора – без хорошей одежды долго не протянешь, а без хорошей нити ни полотна не соткёшь, ни одежду не сошьёшь.


Лопасти прялки. XIX век. Трёхгранная резьба
Лопасть прялки. XIX век. Вологодская губерния.
Лопасть прялки. 1822 (1855?) год. Архангельская губерния.


У прялки был особенный «женский» характер, так как занимались рукодельными работами исключительно женщины. И соответственно этому, прялка являлась не только женским атрибутом, но и ритуально-обрядовым предметом, обязательным для приданого невесты.

Декор прялки как видной части внутреннего убранства дома определял вкусы и зажиточность хозяйки. Но не только. За прялкой женщины проводили долгие часы, и скрасить их помогали весёлые орнаменты и забавные жанровые сценки. Усилия народного творчества были направлены на то, чтобы преодолеть узко-бытовое значение предмета, создать идеально-сказочный мир, и для достижения этого служила цепь символических образов-намеков, и все они выходили далеко за пределы обиходных мотивов.


Лопасть прялки. Середина XIX века. Трёхгранная резьба
Лопасть прялки. Середина XIX века. Вологодская губерния

В коллекции Русского музея прялок немного, но и собранная коллекция даёт представление о многообразии форм прялок, вариантов декора, популярных сюжетов как прялочных лопастей, так и донцев, богатстве и красочности художественных решений, с помощью которых обыденный предмет превращался в сказочный.

Прялки из Любимского и Даниловского уездов Ярославской губернии богаты сюжетными изображениями. На многих из них вырезаны даты. Наиболее часты 1840 — 1850-е гг. По-видимому, в эти годы интенсивно формировался круг сюжетов (чаепития, пляски, хороводы, езда в санях), исполнявшихся контурной резьбой.


Деталь прялки-терема. Середина XIX века. Ярославская область.
Деталь прялки-терема. Середина XIX века. Ярославская область.


Коллекция "теремковых" прялок в музее позволяет проследить эволюцию их орнаментальных и сюжетных мотивов от начала XIX в. до конца 1890-х гг. На одной из прялок середины XIX в. изображено чаепитие у самовара, на другой — кадриль, исполняемая двумя молодцами. Изображения помещены на широких ножках прялок. А на небольших навершиях, прикрываемых копной кудели, в прорезных узорах выступает мифическое древо жизни с птицами на ветвях. В основании его — две конские головки обереги, символы домашнего очага и движущегося по небесному своду солнца. Само светило сияет лучами геометрической розетки в средине лопатки.

На прялке со сценой чаепития в тереме с высокой фигурной кровлей, среди ногтевидных, сетчатых и контурных порезок, несколько шумливого убранства, мастер еще раз поместил миниатюрное изображение древа жизни — листика с птичкой на его вершинке. Этот заклинательный мотив должен был принести молодухе счастье, ведь прялка дарилась на свадьбу, а свадьбы не всегда игрались по желанию молодых.



Донце прялки. Середина XIX века. Нижегородская губерния
Донце прялки. Середина XIX века. Нижегородская губерния


Богата сюжетными изображениями городецкая скобчатая резьба с инкрустацией на прялочных донцах первой половины XIX в., изготовлявшихся в деревнях по реке Узоле, недалеко от Городца. Здесь видны кареты с женскими фигурами внутри, кавалеры и дамы под зонтиками, марширующие солдаты, офицеры с саблями, нижегородские ополченцы с пиками. И все это разнообразие жизненных впечатлений передано уникальной, нигде более не известной резьбой, образованной из удлиненных скобчатых порезок, словно росчерков ножом по дереву и инкрустированных вставок мореного дуба, раскрашенных оранжевым, голубым, желтым цветом.


Донце прялки. Середина XIX века. Нижегородская губерния
Донце прялки. Середина XIX века. Нижегородская губерния


На одном из донец Русского музея представлена сцена беседы двух мужчин — музицирующего и покуривающего трубку с длинным чубуком. На другом — более интересна III. прогулка, изображенная в нижней части донца, а символическая сцена вверху — два всадника по сторонам дерева.


Литература:
• В.А.Фалеева. Прялка-терем. — Декоративное искусство СССР, 1969, № 5.
• М.П.3ванцев. Городецкие инкрустированные донца. — Сообщения ГРМ. Вып. 1. М., 1976.
• С.К.Жегалова. Художественные прялки. — В кн.: Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967.
• Н.В.Тарановская, Н.В.Мальцев. Русские прялки. Л., 1970;
• Н.В.Тарановская. Резные прялочные донца центральных и южных районов России. — Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.



Следующая страница: Пряничные доски



      • Главная   • Художественные и декоративно-прикладные изделия из дерева   • Резные прялки  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта