Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
ДеревоРусская резьба по дереву Монументальная резьба по дереву Резное подстолье XVII века Геометрическая трёхгранная резьба Резные прялки Пряничные доски Резная деревянная посуда и домашняя утварь Резьба по бересте |
Русская резьба по деревуН. В. Тарановская Гладкие повехности и в постройках, и в бытовых вещах мастер стремился украсить порезками, зарубками, выемками. Плотник и резчик работали одним и тем же инструментом: топором, долотом, ножом, теслом, скобелем, пилой. Орнаменты рождалась как будто бы непроизвольно, вбирая ритмы ударов топора, мерных движений стамески, становясь естественным завершением обработки деревянных столбов, балясин, лопастей прялок, деталей ткацкого стана и других вещей. Мысль Грабаря о том, что декоративное искусство - ещё одна область, "в которой русский гений вылился не менее ярко, чем в архитектуре", с полным основанием можно отнести прежде всего к резьбе по дереву. Насколько древним является это искусство, свидетельствуют письменные источники, археологические находки. В Древней Руси и на юге в Киевской земле, и на севере в Новгородской, в слоях Х — ХIIвв. и в последующие времена, обнаруживаются деревообрабатывающие инструменты5 и деревянная утварь. Особенно богато представлены различные сооружения и изделия из дерева в раскопках древнего Новгорода, где влажная почва способствовала их хорошей сохранности.
С незапамятных времен древности самыми распространенными видами деловой древесины на севере были ель и сосна. Древние новгородцы использовали кроме них еще девятнадцать пород дерева из лесов Новгородской земли и центральных районов Руси и восемь привозных. Вообще же, круг памятников народных деревянных изделий (как средневековых, так и XVIII XIX вв.) показывает, что наиболее употребимыми были ель, сосна, липа, осина, вяз, береза, клен,. ясень, тополь. Анализ технических приемов резьбы приводит исследователей к выводу, что их основные виды, выработанные в древности, сохраняются до наших дней. Это скульптурно-резная обработка дерева как продолжение и развитие плотницкой вытески. Вначале топором вырубается заготовка, затем следуют долбление, резьба и орнаментальная разделка разными инструментами. Контурная и рельефная резьба преобладает в убранстве изделий, обнаруженных в древнем Новгороде. Довольно широко используются приемы выемчатой резьбы в форме ямок и овальных лунок. Треугольные выемки встречаются в староладожских находках X XI вв. Развитые формы трехгранновыемчатого орнамента возникают, по-видимому, в XV в. В.С.Воронов утверждал, что в русской крестьянской резьбе по дереву преобладает принцип резьбы в глубь доски, культивирование плоскости, оживленной врезами и системой различных выемок. Резьба по дереву один из наиболее развитых видов русского народного искусства. Неудивительно, что деревянные художественные изделия, украшенные различными способами резьбы, составляют значительную часть собрания народного искусства в Русском музее. Литература: Следующая страница: Монументальная резьба по дереву
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |