Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


СундукиСундуки, сундучки, коробейки
Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь
Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл
Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Дерево
Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея
Роспись на крышке сундука. ГрифонРоспись на крышке сундука. Птица терзающая (былина о Михайло Потуке)Роспись на крышке сундука. Александр МакедонскийРоспись на крышке сундука. Самсон, раздирающий пасть льваРоспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадникаХолмогорская резьба по кости
Деревянный ларец, украшенный резными элементами


Сундуки, коробки, шкатулки

Сундуки, сундучки, коробейкиСундуки, сундучки, коробейки  
Длительное время в крестьянской и городской ремесленной среде сундук фактически являлся одним из основных предметов мебели. В больших дубовых и сосновых ларях хранили зерно, муку и другие продукты. Некоторые сундуки обтягивали кожей, обивали медными гвоздями с фигурными шляпками – это делало их не только прочными, но и красивыми. Другие расписывали яркими красками снаружи и внутри.

Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварьСундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь  
Предметы повседневного обихода редко попадают в число тех артефактов, которые выискивает опытный взгляд искусствоведа или антиквара в старом хламе брошенного дома или на провинциальном блошином рынке. В большинстве случаев изящные и изысканные бытийные предметы уничтоаются или теряются в мусорной бездне. Предметы из металла подвергаются ещё и риску стать вторичным сырьём для переплавки. Между тем прикладное искусство в сфере художественной обработки металлов позволяет судить не только об уровне эстетического развития тех или иных промыслов, но и оценивать технологический потенциал кузниц и ремесленных мастерских.

Сундуки и шкатулки Великого Устюга. МеталлСундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл  
В ларцах-теремках XVII века хранили драгоценности, важные документы, рукописи. Четырёхскатные крышки ларцов откидывались, давая доступ к содержимому внутренних отделений. Ларцы покрывались сплошным металлическим кружевом, которое на фоне красной или зелёной слюды выглядело нарядно и дорого.

Сундуки и шкатулки Великого Устюга. ДеревоСундуки и шкатулки Великого Устюга. Дерево  
Сундучные изделия занимали важное место в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. Сундуки служили для хранения одежды, книг, ценных бумаг. В интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с предметами мебели, а нередко и заменяли их. Поэтому сундуки воспринимались как элемент художественного оформления жилища, что в свою очередь сформировало основные приёмы их декоративной отделки.

Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музеяВеликоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея  
Особое место, которое занимают великоустюжские сундуки и коробки в отечественной культуре, обусловлено прежде всего тем, что они являются одним из древнейших элементов интерьера, характерных для самых разных социальных слоев общества. На протяжении веков отрабатывалось многообразие форм, видов и назначений подобных изделий. Существенное значение отводилось их декоративному убранству. Сюжетные росписи на - сундуках и коробьях позволяют считать эти памятники уникальными образцами национальной культуры, и ставит их в один ряд с лучшими произведениями народной живописи. Повседневное использование расписных сундуков и воробьев выделяет данные предметы среди других артефактов художественного наследия и допускает рассматривать их как значительный феномен русской культурной традиции.

Холмогорская резьба по костиХолмогорская резьба по кости  
В XVII в. центром изготовления вещей из моржовой, мамонтовой и простой кости «цевки» был Курцов посад в Холмогорах в устье Северной Двины. С XVIII в. промысел распространился в ряде селений вокруг Холмогор. Отдельные мастера работали и в Архангельске. В дальнейшем пути развития холмогорской резьбы определяли исторически сложившиеся связи промысла с Москвой, а с XVIII в. с Петербургом. В XVII в. в Курцов посад посылали придворные заказы, вызывали лучших резчиков в Оружейную палату. В ХVIII — ХIX вв. мастера сами ездили в Москву и особенно в Петербург, где подолгу работали, знакомились с новыми явлениями в искусстве и оригинально претворяли их в своем творчестве.

Деревянный ларец, украшенный резными элементамиДеревянный ларец, украшенный резными элементами  
Расцвет барокко, наступивший в русской архитектуре и искусстве во второй половине XVII века, способствовал проникновению характерных для барокко художественных особенностей в народное и прикладное искусство. В Русском музее хранится деревянный ларец со скруглёнными по-барочному сторонами высокой крышки. Ему присущи стилевые особенности барокко и в чертах резного рисунка.





      • Главная   • Сундуки, коробки, шкатулки  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  Приключенческий роман Татьяны Латуковой - Талисман  
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2019.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта