Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
СундукиСундуки, сундучки, коробейки Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Дерево Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея Роспись на крышке сундука. ГрифонРоспись на крышке сундука. Птица терзающая (былина о Михайло Потуке)Роспись на крышке сундука. Александр МакедонскийРоспись на крышке сундука. Самсон, раздирающий пасть льваРоспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадникаХолмогорская резьба по кости Деревянный ларец, украшенный резными элементами | Холмогорская резьба по костиВ XVII в. центром изготовления вещей из моржовой, мамонтовой и простой кости «цевки» был Курцов посад в Холмогорах в устье Северной Двины. С XVIII в. промысел распространился в ряде селений вокруг Холмогор. Отдельные мастера работали и в Архангельске. В советское время центром холмогорской резьбы стало село Ломоносово на Курострове против Холмогор, с которым связана вся современная история промысла. Здесь была создана Фабрика художественной резьбы по кости им. М.В.Ломоносова и школа, где известные косторезы передавали своим ученикам уникальное мастерство и вековые традиции. Корни этих традиций уходят к художественной культуре Древней Руси, Великого Новгорода.
В дальнейшем пути развития холмогорской резьбы определяли исторически сложившиеся связи промысла с Москвой, а с XVIII в. с Петербургом. В XVII в. в Курцов посад посылали придворные заказы, вызывали лучших резчиков в Оружейную палату. В ХVIII — ХIX вв. мастера сами ездили в Москву и особенно в Петербург, где подолгу работали, знакомились с новыми явлениями в искусстве и оригинально претворяли их в своем творчестве. В это время необычайно возрос спрос на костяные изделия. Мастера работали для деревни, для провинциального северного города и для столицы; создавали произведения для царского двора, учитывали различные вкусы. Поэтому в изделиях XVIII — первой половины XIX в., наряду с проявлениями чсрт высоких художественных стилей рококо, классицизма, явственно проступают свойства крестьянского народного искусства.
Особенно они заметны в крепких, конструктивно ясных формах и декоре ларцов-теремков. Украшающая их гравировка из концентрических кружков развивает традиции древнего «глазкового» орнамента, в основе которого лежит солярный знак — круг с точкой. Иногда в убранство «теремков» XVIII в. включаются такие новые для своего времени изображения, как гравированные в реалистическом духе цветы, ягодные кустики, грибы, заимствованные из гравюр распространенной в среде мастеров книги «Символы и Емблемата».
К середине столетия складывается стиль так называемого холмогорского рококо, формы изделий приобретают в подражание мебели и архитектуре изогнутые очертания. Тонко моделированная рельефная резьба сочетается со сквозной, насыщенной травными, волютообразными завитками и раковинами. Изображения человеческих фигур, животных, птиц, часто несущие символическое значение, включаются в стихию костяного кружева, вторят его ритмам. Эти особенности наиболее ярко раскрываются в туалетных коробочках 1760-х гг. в виде комодика, башмачка, вроде модных в то время фарфоровых табакерок, в коробочке с композициями на крышке на библейские или античные сюжеты.
Знаменитый холмогорский рокайль, крупный, объемно моделированный обрёл популярность во второй половине XVIII в. Подобно розеткам на прялках, он осеняет светские сцены застолий, фигурные композиции дам и кавалеров, обычно предстввленных в европейских нарядах. Для второй половины XVIII в. особенно характерны шкатулки и ларцы прямоугольных форм, украшенные ажурными вставками. Это те многочисленные холмогорские изделия, определявшие лицо промысла, на фоне которых создавались кружки, кубки, вазы и другие уникальные произведения. Гребни были очень распространенными холмогорскими изделиями. Именно о них наиболее часто упоминается в различных документах.
В резьбе, украшающей ларцы и шкатулки, явственна эволюция стиля: от пластичной проработки деталей к мелкой и плоскостной. На ажурных вставках, положенных поверх красной фольги, весь строй мелкого ячеистого узора и силуэты стремительно летящих птиц определяются ритмами рокайлевых завитков.
Раковина как декоративная форма тонко и глубоко прочувствована резчиками. Они разнообразно прорисовывали раковины и свободно их варьировали. Сюжетные изображения в это время часто ограничивались фигурками птиц, зайцев, охотничьих собак, декоративный характер этой резьбы сохраняет связь с гравюрами из книги «Символы и Емблемата». В подобных обильно декорированных резьбой и гравировкой ларцах и шкатулках вновь заметно нарастание черт народного вкуса. Особое место в искусстве холмогорской резьбы XVIII-начала XIX в. занимают скульптурные группы, делавшиеся по особым заказам и воссоздающие картины жизни архангельских ненцев. Жизненная правдивость в передаче натуры — северных елей, фигур людей и животных — сочетается в произведениях этого круга с народным пониманием пластики и пространственности. Поэтому мастер не мог преодолеть навыка работы в рельефе — фигурки уплощены. И на подставке они располагаются фризовыми планами, создающими декоративную упорядоченность композиции.
Произведения первой трети XIX в. отмечены влиянием классицизма. Оно сказалось в строгих прямолинейных формах костяных предметов, в применении узких профилированных накладок и бусинных тягов — «жемчужников», в строгой симметрии расположения прорезных пластин. В орнаменте появились мотивы акантового побега, пальметок, «репеек», провисающих гирлянд, лавровых венков и лент. Фоном чуть выделенных рельефом цветочных гирлянд стала мельчайшая косая сетка.
С наибольшей полнотой в музеях обычно представлены следующие образцы холмогорской резной кости: ларцы с высокими уступчатыми крышками, так называемые «теремки», шкатулки для рукоделия и принадлежностей карточной игры, туалетные коробочки, гребни, ларцы в виде настольных кабинетов и бюро, декоративные кубки, вазы, экраны. Собрание резной кости в отделе народного искусства Русского музея в Санкт-Петербурге насчитывает около трехсот произведений. Наиболее ранние поступления относятся к 1897 г. Это — холмогорские ларцы известного собрания В.А.Прохорова в Петербурге. Основу же коллекции составили материалы Кустарного музея. Редкостные по художественной значимости экспонаты были приобретены у крупного знатока резьбы по кости Л. И. Свионтковской-Вороновой. В последующие десятилетия собрание пополнялось приобретениями у частных лиц, художников-косторезов, поступлениями из Министерства культуры. Интересны также образцы холмогорской резьбы из Музея декоративно-прикладного искусства в Москве, Исторического музея. Н. В. Тарановская
Литература: Приглашаем на сайт, посвящённый городу Архангельску и всей Архангельской области: Архангельск.su. На сайте представлены исторические заметки, статьи о памятниках архитектуры, культуры, искусства. Следующая страница: Деревянный ларец, украшенный резными элементами
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |