Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
СундукиСундуки, сундучки, коробейки Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Дерево Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея Роспись на крышке сундука. ГрифонРоспись на крышке сундука. Птица терзающая (былина о Михайло Потуке)Роспись на крышке сундука. Александр МакедонскийРоспись на крышке сундука. Самсон, раздирающий пасть льваРоспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадникаХолмогорская резьба по кости Деревянный ларец, украшенный резными элементами | Роспись на крышке сундука. Александр МакедонскийН.Н. Гончарова Любимыми персонажами сундучных росписей на устюжских сундуках были изображения известных и популярных героев. В персоне героя древних преданий не было реальных проявлений индивидуальности. Образ героя являлся обобщенным, и это ограничивало доступ в его изображение реалистических элементов. Воплощая подобные персонажи, авторы, таким образом, реализовали свои представления об «идеалах эпохи». Поэтому их фольклорная гиперболизация шла «по пути создания собирательного образа героя», а признаки по которым опознавалось то или иное лицо, в совокупности, составляли своеобразную идеограмму. [15] Одним из ярких примеров служит сундук-подголовок с изображением Александра Македонского конца XVII в.
Это один из самых известных персонажей русского средневековья, историческая личность, превратившаяся в легенду. Излюбленное предание средневековья о вознесении этого царя-воина двумя грифонами нашла свое воплощение в каменной резьбе на Успенском соборе 1158 — 1160 гг. и на южном фасаде Дмитровского собора 1194 — 1197 гг. во Владимире. В русской культуре образ античного полководца трактуется не просто как образ героя, а как защитника христианских идеалов. Это храбрый и великодушный воин, побывавший на святой земле и верный последователь библейского пророка Иеремии. Божественное происхождение Македонского — мотив, отчетливо заметный в таком произведении как «Александрия», одного из популярнейших литературных памятников XVII в. Именно Бог избирает достойного царской власти, а атрибутом этой власти служит корона. В короне, с мечом в руках, на белом коне с пышным пером-султаном в гриве, изображен он как былинный богатырь на устюжском подготовке. По представлениям средневековых читателей, Александр презирал земные блага и славу и склонял свою голову лишь перед Богом. [16] К этому времени уже сложился архетип русской духовной жизни. Ее символ: «не в силе Бог, но в правде». Важны были ни сколько военные победы, сколько сражения, потребовавшие наибольшей жертвенности [17]. В рамках именно этой философии и трактуется образ Македонского. Источник: Литература: Следующая страница: Роспись на крышке сундука. Самсон, раздирающий пасть льва
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |