Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


СундукиСундуки, сундучки, коробейки
Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь
Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл
Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Дерево
Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея
Роспись на крышке сундука. ГрифонРоспись на крышке сундука. Птица терзающая (былина о Михайло Потуке)Роспись на крышке сундука. Александр МакедонскийРоспись на крышке сундука. Самсон, раздирающий пасть льваРоспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадникаХолмогорская резьба по кости
Деревянный ларец, украшенный резными элементами


Роспись на крышке сундука-подголовника. Полкан и четыре всадника

Н.Н. Гончарова

Сюжеты с многофигурными композициями появились в начале XVIII в. Наряду с персонажами фольклорной архаики, они часто включали в себя иллюстрацию реальных событий. Традиционные изображения (кентавры, птицы, олени и т.п.) размещались в верхней части живописного поля и занимали, как правило, большее пространство. Их фигуры всегда были крупнее других, что подчеркивало главенствующую роль этих образов.

Нижнее поле отводилось для композиций со сценами из реальной жизни или парным фигурам всадников.

Необходимо отметить, что к XVIII в. в значительной степени было утрачено понимание символического языка. Изображения фольклорной архаики постепенно переходят в категорию декорации.

Роспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадника
Роспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадника
Начало XVIII в.
Государственный Исторический музей

Центральное место в композиции на следующем подготовке начала XVIII в. занимает круглое клеймо с изображением стреляющего из лука кентавра-Полкана. По сторонам клейма расположены две крупные птицы. В нижнем поле — две пары всадников, направляющихся навстречу друг другу.

Левая пара одета в русские кафтаны и круглые шапочки. У них в руках характерное для конца XVII-начала XVIII вв. оружие типа шестопера. Правая пара всадников одета в европейские костюмы: кафтаны-мундиры, белые шейные платки, шляпы с низкой тульей, чулки и башмаки. В руках у них сабли, поднятые вверх как на параде.

Привлекает внимание всадник на белом в яблоках коне. Фигура всадника чуть крупнее, конь особенной масти, шляпу он держит в руке. Снятая с головы шляпа — этикетный жест подчинения. Подобный жест встречается как в западноевропейской книжной гравюре, так и в русских лицевых рукописях ХV в. Отмеченный книжно-этикетный мотив продолжал существовать и позднее, поскольку встречается в миниатюрах XVII-XVIII вв. [19]

Головной убор — это символ, который занимает определенное место в знаковой системе Средневековья и даже более позднего времени. Это некий магический атрибут. Обнажая голову, данный всадник подчеркивает свое подчиненное положение. Русской средневековой культуре была присуща церемониальность. Неравное положение, зависимость одного от другого, подчинение, демонстрировались с помощью головного убора. Всадник на коне в яблоках — главная фигура в сюжете. Пара левых всадников ничем не выделяются. Их присутствие, скорее, необходимо для композиционной симметрии.

Важно отметить, что над всей сценой главенствует кентавр-Полкан. У этого образа нет четко прописанного семантического значения. В зависимости от обстоятельств знаковая сущность этого мифического существа то положительная, то отрицательная. Но если предположить, что он несет в себе отрицательные, демонические начала, то всадник, сняв перед ним шляпу, фактически демонстрирует свое подчиненное положение именно ему.

Роспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадника
Роспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадника. Фрагмент
Начало XVIII в.
Государственный Исторический музей

Предполагается, что на сундучке изображен русский император Петр [20]. Отношение к Петру в народной среде было не однозначно. Многие считали его антихристом. Прежде всего, это было связано с реформистской деятельностью Петра I: календарные изменения (перенесение Нового года с сентября на январь), узурпация не только мирской, но и «духовной» власти (Синод), раскол и многое другое. По народным представлениям, эти нововведения разрушали «заветы», установленные святыми отцами. [21] Кроме того, возмущал развод с «законной» женой и брак с Мартой Скавронской. Крестным отцом Марты был сын Петра царевич Алексей, почему она и получила имя Екатерина Алексеевна. В этом случае брак с «духовной внучкой» рассматривался как грех. К слову сказать, и дочери Петра и Екатерины были рождены до брака, т.е. считались незаконными. Все вышеперечисленное рождало отрицательное отношение народа к царю, особенно на консервативном Севере.

В этой связи и изображение на устюжском сундучке имело, по нашему мнению, те нюансы, которые демонстрировали отрицательное отношение автора к персоне Петра. Фаллос у коня символизирует отсутствие морали и безнравственность всадника, а снятая перед кентавром-Полканом шляпа подчеркивает подчиненное положение царя демону.


Источник:
Великоустюжский музей-заповедник. Альбом-путеводитель по коллекциям народного искусства. Изд-во «Три квадрата», 2013. ISBN 978-5-94607-160-4

Литература:
19. Белоброва О. А. Этикетный мотив в древнерусской миниатюре XV в. // Очерки русской художественной культуры XVI—ХХ веков. М.: Индрик, 2005. С. 300 — 301.
20. Жегалова С. К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1975 С. 51.
21. Гурьянова H. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе позднего феодализма. Новосибирск, 1988, С. 39 — 40.






      • Главная   • Сундуки, коробки, шкатулки   • Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея   • Роспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадника  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта