Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


СундукиСундуки, сундучки, коробейки
Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь
Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл
Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Дерево
Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея
Роспись на крышке сундука. ГрифонРоспись на крышке сундука. Птица терзающая (былина о Михайло Потуке)Роспись на крышке сундука. Александр МакедонскийРоспись на крышке сундука. Самсон, раздирающий пасть льваРоспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадникаХолмогорская резьба по кости
Деревянный ларец, украшенный резными элементами


Роспись на крышке сундука. Птица терзающая (былина о Михайло Потуке)

Н.Н. Гончарова

Народное искусство тяготело к греческому архаичному мифу, легенде и черпало там не только сюжеты и образы. Ему был близок сам склад легендарного мифотворческого мышления античности с его культом превращений (метаморфоз). Грифоны, кентавры, птицы Сирины — полулюди, полукони, полуптицы — образы заимствованные. Они привлекали зрителей своими фантастическими превращениями, «вечной игрой образа»[10].

Роспись на крышке сундука. Птица терзающая
Роспись на крышке сундука. Птица терзающая
Государственный Исторический музей

На нижней крышке теремка помещено изображение с условным названием «Птица терзающая». Центральное место в росписи занимает композиция из двух птиц — первая большая, зеленая, с пестрыми крыльями держит в клюве за длинную шею светлую птицу. Доминантные или центральные персонажи дополняются второстепенными изображениями, расположенными по углам живописного поля.

В верхних углах помещены крупные птицы с повернутыми назад головками (так называемые «птицы с оглядкой»), в нижних углах — олени.

Сюжет «Птица терзающая» — литературный. Источником послужила былина «Потук Михайло Иванович», входящая в цикл эпических песен о сватовстве и относящаяся к группе наиболее древних былин. [11] Былина начинается пиром в Киеве у «ласкова» князя Владимира. Первым могчим «светорусским» богатырем назван Потук Михайла Иванович, т. е. Птица Михайло Иванович. Древнерусское «потак, пта, потки, потя» — обобщающее название птиц. [12] По желанию князя едет Михайло Иванович на охоту пострелять гусей-лебедей и встречается с Авдотьюшкой Лиховидьевной в виде белой лебедушки. Далее Потук и Авдотья обручаются и садятся за свадебный пир. Через полтора года Авдотьюшка Лиходеевна захворала и к «утру представилась». По договору Михайла Ивановича должны были похоронить с его женой (архаичный обряд дохристианской Руси). Но богатырь «не робак был», вышел победителем из всех напастей и «пробуждает еретницу» из мертвых.

Невеста Потука предстает перед ним в виде белой лебедушки. Это традиционный для русского фольклора образ девушки. В данном случае способность невесты Потука оборачиваться лебедем имеет отрицательный смысл. Оборотничество приписывалось людям, обладающим магической силой. Как правило, это колдуны. Как в живописной композиции, так и в литературном источнике, сохранены рудименты древних представлений о перевоплощении персонажей [13].

Животные, расположенные по углам живописного поля — олени и крупные птицы с пестрыми крыльями — также не случайны. За тем или иным изображением закрепляется заданный комплекс значений и характеристик.

Птица — это связь с небом, солнечной символикой, воздушной средой. Значительность того или иного персонажа средневековые художники обычно подчеркивали величиной изображаемого и размещением его в верхних части живописного полотна. В данном случае этот прием используется и в композиции Птица терзающая». Кроме того, художник как бы объединяет положительные персонажи, окрашивая их в зеленый цвет.

Олень — образ положительный. Его отличает грация, красота и быстрота. Он связан с символикой Древа жизни, благодаря сходству своих пышных рогов с ветвями, а также с небом и светом. Этот образ является посредником между небом и землей. Олень — символ обновления, так как сбрасывает рога. [14].

Традиция изображения животных с наделением этих образов определенным смысловым содержанием ведет свое начало из Древнего Египта и античности. Цель подобных изображений — быстрое и точное узнавание образа с определенными качествами, свойствами и характером. Символы часто размывались, перетекали один в другой и прочитывались в соответствии с основным «текстом». Олени и птицы в данном случае символизируют благополучное завершение сложной житейской ситуации, победу героя над собой и женой-колдуньей.

Таким образом, доминантные персонажи задуманной композиции помещены в центр изображения. Это Поток-жених в виде крупной птицы, держащий в клюве шею белой лебедушки-невесты. Периферийные персонажи — птицы и олени — дополняют невербальный рассказ своими символическими характеристиками.

Композиции на обеих крышек сундучка выбраны не случайно. Это был способ передачи информации, своеобразный эстетический код, которому больше подойдет такой условный термин как «изобразительный фольклор».

Предположительно владельцем сундучка с подобными изображениями мог быть только мужчина. Сундучок либо служил свадебным подарком, либо входил в имущество жениха, причем жениха зажиточного.


Источник:
Великоустюжский музей-заповедник. Альбом-путеводитель по коллекциям народного искусства. Изд-во «Три квадрата», 2013. ISBN 978-5-94607-160-4

Литература:
10. Сакович А. Г. Драконы, кентавры и сирена в русской народной картинке XVIII XIX вв. //Античность в культуре и искусстве последующих веков. Материалы научной конференции. 1982. М.: «Советский художник». 1984. С. 286 — 297.
11. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М. — Л.: изд. АН СССР, 1958. С. 148 — 155.
12. Белова О. В. Указ. соч. С. 212.
13. Северные предания: Беломорско-Обонежский регион // Изд. подготовлено Н. А. Криничной. Л., 1978. С. 32, 39 — 40.
14.Керлот X. Э. Словарь символов. М., 1994. С. 36о.




Следующая страница: Роспись на крышке сундука. Александр Македонский



      • Главная   • Сундуки, коробки, шкатулки   • Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея   • Роспись на крышке сундука. Птица терзающая (былина о Михайло Потуке)  


Брейсы pod k8 большой тест брэйс мото наколенники pod pro-ekip.ru.

Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта