Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


СундукиСундуки, сундучки, коробейки
Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь
Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл
Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Дерево
Великоустюжские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея
Роспись на крышке сундука. ГрифонРоспись на крышке сундука. Птица терзающая (былина о Михайло Потуке)Роспись на крышке сундука. Александр МакедонскийРоспись на крышке сундука. Самсон, раздирающий пасть льваРоспись на крышке сундука. Полкан и четыре всадникаХолмогорская резьба по кости
Деревянный ларец, украшенный резными элементами


Сундуки, сундучки, коробейки

Что мы знаем о мебели наших предков? И много и мало! Художественную мебель из старинных особняков и дворцов можно видеть сейчас в музеях. Шкафы, столы, диваны, кресла, бюро, зеркала стали настоящими произведениями искусства, образцами стилей барокко, рококо, классицизма, ампир, модерн. По эскизам знаменитых архитекторов и художников их создавали высококвалифицированные мастера из различных, иногда дорогих заморских пород дерева, украшали бронзой, позолотой, резьбой, тканями, фарфоровыми и костяными вставками. Стоила такая мебель целое состояние. Так, бюро Екатерины II работы мастера Гамбса обошлось в 20 тысяч рублей.

Любуясь обработкой дерева, красотой формы, изысканными украшениями из золоченой бронзы, посетители Эрмитажа обычно спрашивают: неужели императрица работала за таким бюро? Вероятнее всего, нет — оно служило украшением парадных залов наряду с картинами, шпалерами, изделиями из уральских камней и прочими произведениями искусства. К такой мебели относились с большим почтением, потому она и сохранилась.

А для ежедневного обихода использовали более простые, но добротные изделия, кроме того, в XVIII веке их часто не хватало. Даже Екатерина II вспоминала, что, когда двор переезжал из Зимнего дворца в Летний или Царское Село, следом везли обстановку. Словом, мебель служила нескольким поколениям, ее передавали потомкам со всем остальным недвижимым имуществом.

Но оставим дворцы и особняки, о них написано достаточно много. Обратимся к жизни русского крестьянина или посадского человека. Известно, что среди них было много ремесленников, мастеров на все руки. Кузнецы ковали орудия труда, оружие, замки, светцы, паникадила для людей разного достатка. Плотники строили дома, где жила вся семья от мала до велика. А столяры делали полати, лавки, столы и другую простую, но добротную мебель.

Вот здесь мы и подошли к предмету, который является главным в нашем повествовании. Длительное время в крестьянской и городской ремесленной среде сундук фактически являлся одним из основных предметов мебели. В больших дубовых и сосновых ларях хранили зерно, муку и другие продукты. Некоторые сундуки обтягивали кожей, обивали медными гвоздями с фигурными шляпками – это делало их не только прочными, но и красивыми. Другие расписывали яркими красками снаружи и внутри. Изображали цветы, букеты, гирлянды. Среди орнаментов можно увидеть отдельные фигурки, а то и целые композиции. Кстати, такие росписи характерны и для шкафов и поставцов. Старинную мебель до сих пор еще находят научные экспедиции в северных и среднерусских районах нашей страны, на Урале и в Сибири.

Шкатулка - настольное бюро
Шкатулка - настольное бюро
Дерево, вставки из фарфора. Середина XIX века.


Назначение сундуков было универсально. Они предназначались для хранения одежды, белья, посуды. продуктов Особенно богато украшены и изящны сундучки для женских украшений: бус, серег, вышивок, кружев, платков, головных уборов. Свой сундучок получала и молодая девушка, невеста на выданье, для хранения приданого. Недаром русская пословица гласит: «Невеста в колыбельку, приданое в коробейку».

Если взглянуть на старинные портреты молодых женщин и девушек на лубочные картинки со сценами народных гуляний, обращают на себя внимание нарядные сарафаны, вышитые блузы. сборчатые душегрейки и другие предметы женского туалета. Красивы и головные уборы: кокошники. перевязи, короны, ленты. Все это украшено золотным шитьем, речным жемчугом, даже ценными камнями. К костюму полагалось иметь красивые пояса, ожерелья, серьги. И это ли все прятали девушки в заветных сундучках.

Расписной сундучок

На некоторых сундучках можно увидеть яркие темперные росписи со сценами святочных гаданий, гуляний и плясок. Святками назывались праздничные дни от Рождества до Крещения, когда устраивались веселые гуляния с плясками и песнями, по улицам ходили ряженые, а молодые девушки собирались вместе и (вспомните пушкинскую Татьяну Ларину) гадали, выйдут ли они замуж в предстоящем году и кто будет их суженый.

Крышка от сундучка со сценой гадания
Крышка от сундучка со сценой гадания
Дерево, роспись. 1820.
Государственный Эрмитаж


В деревянной избе с кирпичной печью собрались девушки в ярких сарафанах и кокошниках. Одна из них сидит в стороне в задумчивой позе и, вероятно, ждет предсказания своей судьбы. Другая присела на колено перед курицей, которая клюет зерно. Прекрасно описал сцену святочного гадания В. А. Жуковский в поэме «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили...

Композиция крышки может быть иллюстрацией к этим стихам. Кроме центральной сцены, на ней есть боковые композиции, где изображены парни и девушки, танцующие веселый русский танец. Вокруг них собрались стар и млад в народных костюмах. По краю крышки, а также вокруг центральной сцены расположены гирлянды цветов и листьев, выполненные с большим мастерством.

Сюжеты росписей

Роспись на сундучках и ларцах встречается довольно часто. Сюжеты мастера брали из народных легенд, книг, гравюр. На некоторых сундучках мы увидим сцены борьбы легендарных и сказочных героев с фантастическими существами. Один из таких героев — Самсон, раздирающий пасть льву. Этот символический образ встречается в русском искусстве довольно часто, особенно в петровское время. Он символизирует победу русского воинства в Северной войне. (Полтавское сражение, по церковному календарю, состоялось в день памяти святого Сампсона странноприимца.)

Античные и другие сюжеты переделывались на русский лад. Так, рядом с Самсоном изображен скачущий кентавр, он в русской интерпретации получил имя Полкана. Связь росписей с русскими сказками и былинами очевидна. Среди орнаментов часто встречаются изображения жар-птиц, воронов, сов, сиринов и иных птиц и животных из русского фольклора. В росписях ларцов, сундуков и шкатулок можно увидеть и изображения иностранцев: шведов, поляков, турок и других, привозивших товары в Россию и поражавших русских своим видом, одеждами и манерами.

Сюжеты брали также из литературных произведений. Немало росписей посвящено Бове-королевичу, богатому гостю Садко, Александру Македонскому и другим любимым в народе героям.

Ремесленные центры

Многие изделия изготовлены в северных губерниях России: Холмогорах, Вологде, Великом Устюге. Одни сундучки обивали железом, украшали костью, серебром. Другие расписывали яркими красками. Очень любили красные, зеленые, коричневые тона с использованием для рисунка (контура) густой черной краски.

Крупнейшим центром по изготовлению бытовых художественных предметов с давних времен была Тула, где с XVI века делали боевое, а позднее и наградное оружие. Кроме того, мастера создавали из стали мебель столы, кресла, каминные экраны, скамеечки, осветительные приборы — люстры, канделябры, подсвечники, настольные украшения и самые разнообразные шкатулки и коробочки. Временем расцвета промысла стал XVIII век.

Изделия русских ремесленников, в том числе сундучки, продавались на ярмарках. Самые известные среди них – Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Ирбитская в Сибири, Благовещенская недалеко от Архангельска. На них съезжались продавцы и покупатели из отдаленных мест.

Сундук-терем и сундучок-подголовник

Наибольшей популярностью пользовались сундучки деревянные, обитые (окованные) железом. Их форма была простой - прямоугольной или напоминавшей русскую избу со светелкой - терем, откуда и название: сундучок-теремок. Сундуки обивались полосками просечного железа с геометрическим или растительным узором. Под пластинками просвечивало дерево или краска, которой его покрывали, иногда подкладывали ткань, кожу, фольгу, слюду, цветную бумагу. Часто в сундучках делали несколько отделений, потайные ящички, закрытые надежными замками. Такая покупка обходилась недешево, зато хозяин был спокоен теперь за свои деньги, вещи и деловые бумаги.

Ларец-теремок в открытом виде
Ларец-теремок в открытом виде.
Дерево, металл, роспись.
Конец XVII века.


Сундучки служили сейфами, их не только держали в доме, но и брали в путешествие. Не случайно нюрнбергские купцы, которые привозили товары в Архангельск в конце XVII века, покупали русские ларцы и переправляли в них серебро, оловянную посуду и другие ценности.

Сундучок-подголовник
Сундучок-подголовник.
Дерево, металл.
Конец ХVII века.


Для дальних поездок удобен был сундучок-подголовник. Он невысок, верхняя крышка со скатом, и если положить на него мешок с зерном или шубу, можно спокойно спать в дороге, не страшась потерять содержимое.

Для различных социальных слоев и людей разного достатка и вкуса выбор сундуков и шкатулок был велик. Осанистой тяжеловесностью отличаются северные сундуки, окованные железом, и это соответствовало жизни и быту людей северного Нечерноземья.

Холмогорские костяные сундучки

Сундучки и шкатулки небольшого размера служили украшением интерьера. Причудливость форм, сложность орнамента, тонкость работы выдавали их более декоративное, чем утилитарное назначение. Среди изумительных изделий такого рода следует особо остановиться на предметах из кости. В России, в частности, в Архангельске и Холмогорах, использовали не слоновую кость, употреблявшуюся в Европе и на Востоке, а добываемый в северных морях моржовый клык. Его разрезали на тонкие пластинки, наносили на них рисунок в технике гравировки и подцвечивали травлением, после чего пластинки приобретали зеленовато-коричневатый тон. Очень часто их прорезали насквозь — получался ажурный узор. Чередование пластинок делало изделие богато и неповторимо орнаментированным. Но саму форму делали из дерева, лишь поверхность покрывали костью.

Спрос на такие изделия был велик. Их не только продавали на местных ярмарках, но отправляли по заказам в столицу, а также за границу. Высокая цена не останавливала, искусство резчиков ценили выше. Ассортимент был чрезвычайно разнообразен. Делали костяные бюро большого и малого размеров, шкатулки, ларчики, коробочки. Тонкостью работы отличались туалетные шкатулки, коробочки для рукоделий, различные настольные предметы, табакерки, игольники.

Холмогорские косторезы в травный узор умело включали фигурные изображения животных и птиц, органически связывая их между собой. В зависимости от спроса менялись форма и орнамент изделии, но традицию берегли.

Северные сундучки из бересты

Наряду с изящными, почти ювелирными предметами из кости встречаются шкатулочки и коробейки из такого простого и широко распространенного материала, как береста. В быту русских людей, особенно в сельской местности, берестяные туеса для хранения муки, крупы, сахара применялись повсеместно. Но некоторые центры — Великий Устюг, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль — славились художественной обработкой бересты.

Техника обработки бересты довольно проста. Можно встретить как тисненый узор по теплой золотисто-розоватой поверхности, так и прорезной, под который подкладывали цветную фольгу, бумагу, слюду. Встречаются также берестяные туеса и коробы с росписью: яркие крупные цветы, изображения дам и кавалеров за беседой, чаепитием, фантастические существа и тому подобное. Все это роднит росписи с русским народным лубком и старинными миниатюрами в книгах и гравюрах.

Сундуки, сундучки, коробейки... Не глядите, что некоторые из них кажутся сегодня кому-то простоватыми. Не зря изделия эти хранятся теперь в знаменитых музеях. Они вобрали в себя лучшие черты традиционной русской культуры культуры - подлинной и неповторимой.

А. Побединская, И. Уханова,
научные сотрудники Государственного Эрмитажа,
1990 год




Следующая страница: Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь



      • Главная   • Сундуки, коробки, шкатулки   • Сундуки, сундучки, коробейки  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта