Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


Выставки«Модная Русь». Выступление театра моды
Ольги Курдюмовой в ДК МЭИ

Елена дель Барко. Гончарное совершенство
Сокровища Эльдорадо
Тканое великолепие. Европейские шпалеры XVI-XVII веков.
Вышитое панно «Аллегория мира Генриха II»Шпалера «Аллегорическая сцена рыбной ловли»Шпалера «Встреча Иакова и Иосифа»Шпалера «Охота на буйвола»Шпалера «Возвращение с охоты»Шпалера «Игра в гуся»Выставка Театр.Rus в Новом Манеже
Ткани Москвы в Музее Москвы


Выставка Театр.Rus в Новом Манеже

осень 2019

Осень 2019 года не баловала любителя искусств широким выбором масштабных выставок, однако в среднем и камерном масштабе прошло много любопытных выставок. Выставка Театр.Rus в Новом Манеже, скомпонованная преимущественно из экспонатов Театрального музея им. А.А. Бахрушина, анонсировала достойную экспозицию, посвящённую году театра в России. И нельзя не признать, что экспозиция оказалась действительно интересной, однако формат её представления вызвал недоумение. Не то организаторы сознательно постарались расположить предметы так, чтобы их нельзя было толком рассмотреть, не то погоня за атмосферностью, ощущением театрального закулисья заслонила тот простой факт, что выставка - не только прогулка по складу с узкими коридорами, а посетители хотели бы увидеть театральные артефакты без сетчатых помех.

Костюмы к спектаклям Костромского драматического театра им. А.Островского
Костюмы к спектаклям Костромского драматического театра им. А.Островского в 1920-х гг.

Выставочное пространство разделилось на два принципиально разных сектора. Одно - большой зал со сценой в середине и витринами по бокам. Второе - лабиринт коридоров, призванный напоминать некое театральное закулисье. Коридоры узки, двое человек расходятся не без досадной необходимости сосредотачиваться на том, чтобы друг друга не толкать. Конструкции, образующие коридоры, представляют собой склад различного реквизита, но полки затянуты грубой и толстой сеткой, которая заслоняет куклы, маски, детали сценического интерьера и всё то, что могло бы представать в более выигрышном свете.

Костюмы к спектаклям Костромского драматического театра им. А.Островского
Костюмы к спектаклям Костромского драматического театра им. А.Островского в 1920-х гг.

Костюмов представлено относительно мало, и их расположение за стойками, формирующими подобие театральной сцены, оказывается тисками. Плюс те костюмы, что расположены во втором ряду, недоступны для подробного рассмотрения. С одной стороны, это неплохой ход для защиты экспонатов от вандалов и неумеренных любителей «я только разочек потрогаю». С другой, кто хочет, тот и так потрогает, а вот общая картина оказывается смазанной. Костюмы роскошны и некоторые вполне себе тянут на царские одеяния, но ассоциативно персонажи, которые могли бы в них оказаться, сразу перемещаются в условную клетку.

Петрушка
Петрушка

Фрагмент экспозиции - прекрасный Петрушка, оказавшийся пленником причудливого склада. Кукол на выставке немного, но все они с характером, интересные, но заточены за сетку.

Христос в театральной темнице
Христос в театральной темнице

Печальная дама
Печальная дама

Рындин В.Ф. Эскиз мужских костюмов. Римские воины
Рындин В.Ф. Эскиз мужских костюмов. Римские воины.
Спектакль «Египетские ночи» по произведениям У.Шекспира, А.С.Пушкина, Б.Шоу.
Постановщик Таиров А.Я.
Москва, Государственный камерный театр. 1934 год.
Бумага, графитный карандаш, гуашь
ГЦТМ им. А.А.Бахрушина

Театральные новации в послереволюционный период представлены эскизами костюмов и декораций, эту подборку можно изучать не только с точки зрения взрывного развития театрального искусства, но и общих веяний в изобразительном творчестве, а также решительных изменений в визуальных общественных проявлениях, от вывесок и моды в одежде до интерьерных мелочей.

Одежда нормаль
Одежда нормаль

Одежда нормаль
Здоровый ребёнок - будущий строитель социализма

Театральное ИЗО
Театральное ИЗО

Подборка картин и графических работ весьма интересна и увлекательна, но, увы, рассмотреть её проблематично. Принцип заполнения всего пространства стены с выносом пояснительных табличек в сторону утомляет перебежками для выяснения, кто и что столь любопытное запечатлел, а ряд полотен остаются вверху, вне зоны прямой линии взгляда. Складывается общее ощущение, что вся эта галерея не для исследования темы, а для простого любования.

Вальц К.Ф. Эскиз костюма «Жук с рогами»
Вальц К.Ф. Эскиз костюма «Жук с рогами»
Балет «Кащей» В.К. Мюльдорфера
Императорский Большой театр 1873
Бумага, акварель
ГЦТМ им. А.А.Бахрушина

Старинные эскизы костюмов радуют тончайшей проработкой и неожиданными решениями. Для юного поколения всё, что было до революции, часто представляется по шаблонным иллюстрациям в учебниках. Обнаружить жуков (и не только) на сцене театра второй половины XIX века - неожиданно и весело. И это только один пример из всей коллекции.

Морозовы. Механические куклы
Морозов А.А., Морозов Ф.А.
Механические куклы
1947 год
Ульяновский театр кукол им. В.М.Леонтьевой

Движущийся цех, в котором у каждого персонажа свой алгоритм действий - один из самых интересных экспонатов выставки. Для включения достаточно попросить волонтёров.



Театральная выставка. Ещё одна сплошная галерея картин
Ещё одна сплошная галерея картин

Гусли
Гусли девятиструнные. Реконструкция с подлинника XIII в.
Гусли пятиструнные. Реконструкция с подлинника XIV в.
1970-е
Новгородский музей-заповедник

Выставленные в витринах предметы театральной культуры хороши, но их маловато, а выбор нескольких экзотических музыкальных инструментов провоцирует вопросы о местонахождении остального оркестра. Театр ведь не только драматическое, но и музыкальное искусство.

Подсвечники
Подсвечники
Франция. 1760-е гг.
Бронза, мрамор, литье, токарная обработка, полировка, чеканка, золочение
Музей-усадьба Останкино

Театр - это, конечно, и многорядные люстры из тысяч свечей, и небольшие настенные бра, и свечные аксессуары на столах гримёрок. Небольшая подборка подсвечников дополняется выразительными рисунками разрушительных пожаров в театрах, собранными в небольшой соседней нише.
(Об рисунках пожаров читайте здесь.)

Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова
Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова
В опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского
Автор модели: Я.А. Троупянский
Роспись: В.Ф. Рукавишникова
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова
1950-е гг. по модели 1922 года
Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, позолота
ГЦТМ им. А.А.Бахрушина

Это прекрасное трио попало в подборку, поскольку у нас есть подробный рассказ о такой статуэтке: Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова

Отдельного внимания заслужила коллекция вееров и биноклей, которую мы вынесли в специальную заметку: В театр с веером и биноклем


Т. Селянинова, 2019.
Фото автора с выставки Театр.rus в Новом манеже в 2019 году



Следующая страница: Ткани Москвы в Музее Москвы



      • Главная   • Выставки и мероприятия   • Выставка Театр.Rus в Новом Манеже  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта