Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


Выставки«Модная Русь». Выступление театра моды
Ольги Курдюмовой в ДК МЭИ

Елена дель Барко. Гончарное совершенство
Сокровища Эльдорадо
Тканое великолепие. Европейские шпалеры XVI-XVII веков.
Вышитое панно «Аллегория мира Генриха II»Шпалера «Аллегорическая сцена рыбной ловли»Шпалера «Встреча Иакова и Иосифа»Шпалера «Охота на буйвола»Шпалера «Возвращение с охоты»Шпалера «Игра в гуся»Выставка Театр.Rus в Новом Манеже
Ткани Москвы в Музее Москвы


Выставка Ткани Москвы в Музее Москвы.

Осень 2019 года

«Передовые художники уже вступили на путь - от картины к ситцу и, конечно, назад не вернутся. Но этого мало. Надо, чтобы вся масса художественной молодежи поняла, что этот путь единственно верный, что именно по этому пути пойдёт развитие художественной культуры».
О.М.Брик
От картины к ситцу. Журнал ЛЕФ, 1924, №2

Во второй половине XIX века пустыри и окраины столицы застроились множеством различных фабрик и заводов, среди которое одно из важных мест как в количественном, так и в экономико-социальном планах занимала текстильные предприятия. И хотя революционные события на разных предприятиях воспринимались по-разному, большинство ткацких, текстильных, трикотажных, суконных фабрик продолжили работу после организационных изменений. В 1920-е начался активный спрос на ткани, причём на ткани с новыми рисунками, ткани яркие, отражающие эпоху и нового человека в этой эпохе.

Творчеству художников, создававших новые образы и саму эпоху через повседневные и торжественные ткани, посвящена подробная выставка в Музее Москвы. Но отсчёт времени построен от начала XX века, и, собственно, такой уже решительной революции в тканевых композициях не чувствуется. Да, агиттекстиль представлен в отдельной подборке образцов, однако когда речь о тканях, важны не только рисунки (сейчас их часто называют принтами), но и то, в каком образе они будут использоваться.

Открывает выставку... ткацкий станок. Красивая и мощная машина, благодаря которой мы не корпеем месяцы и годы за ручными кустарными приспособлениями, а получаем километры любых тканей в автоматических режимах.


Ткацкий станок СТБ-250. 1980-е


Такие станки предназначены для выработки широкого ассортимента тканей из натуральных (шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых, льняных) и синтетических нитей.
Плотность получаемых тканей: 360 - 7500 нитей на метр.
Заправочная ширина: 250 см
Максимальное число нитепрокладчиков: до 17
Масса станка: 3500кг
Потребляемая мощность: 1,7кВт

Главное откровение, ожидаемое, но значимое в непосредственном наблюдении - огромное количество образцов и всевозможных рисунков, собранных в одном месте. Один ассортиментный альбом вмещает сотни вариантов. А на выставке собрана впечатляющая коллекция сотен альбомов, занимающих три немаленьких стены отдельной ниши. Стой, смотри, обалдевай... Весьма полезно для иных юных художников, уверенных, что их десяток эскизов - мощнейший вклад в мировое искусство.


Ассортиментный альбом. Даниловская мануфактура. 1900-е гг.



Главная печаль - все представленное текстильное великолепие - уже история. Производства закрыты, в лучшем случае в зданиях размещаются офисы или деловые центры. Цехов нет, станков нет, художников нет, тканей нет. Осталось только по выставкам гулять - удивляться.

Представленные фабрики:
•  Трёхгорная мануфактура - ткацкий комбинат (до революции - «Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры», в настоящее время производства нет)
•  Фабрика «Красная роза» - шёлковая фабрика (до революции - фабрика «К.О.Жиро и сыновья», закрыта в конце 1990-х)
•  Даниловская мануфактура - фабрика хлопковых тканей (до революции - Товарищество В.Е. Мещёрина, затем Товарищество Даниловской мануфактуры, с 1919 по 1994 гг - Московская хлопчатобумажная фабрика имени М. В. Фрунзе, в настоящее время в корпусах фабрики деловой центр)
•  Голутвинская мануфактура - производство шерстяных тканей (до революции фабрика Рябушинских, затем Товарищество Московской Голутвинской мануфактуры, с 1921 до начала 1990-х «Красные текстильщики», в настоящее время на месте фабрики бизнес-центр)
•  Московская ситценабивная фабрика - фабрика хлопковых тканей (до революции «Мануфактура Товарищества Эмиль Циндель», закрыта в 1990-е)
•  Московский шёлковый комбинат имени Я. М. Свердлова - производство шёлковых тканей (продолжает работать, хотя основной источник дохода - сдача площадей в аренду)




Большое и высокое пространство зала разумно поделено на зоны. В центре устроен символический конвейер и уголок ВХУТЕМАСа, а по сторонам разместились мини-выставки художниц. Цели собрать свой полный обзор у меня не было, поэтому представленные фото в какой-то мере случайны. Наснималось, разумеется, больше, но то стёкла бликовали, то кадр неудачно вышел - всё, как всегда, поэтому выложено то, что прилично выложить.



Степанова В.Ф.



Степанова В.Ф.



Степанова В.Ф.



Андреева А.А. Эскиз платка «Москва-80».
Швейный комбинат «Красная роза»



Образец декоративной ткани
Товарищество «Эмиль Циндаль»
1890-1990-е гг.



Киселева Н.Ф. Конец 1920-х



Киселева Н.Ф. Конец 1920-х



Киселева Н.Ф. Конец 1920-х



Даюбина А.С. 1930-е гг.



Даюбина А.С. 1930-е гг.



Шумяцкая Е.Я. Эскиз ткани У Лукоморья. 1965.



На выставке представлены рабочие места художников и преподавателей (кульманы, ничего необычного), некоторые производственные аксессуары, но помимо эскизов и тканей интересен ряд фотографий, на которых запечатлены рабочие моменты. Воодушевлённые и усталые лица, приметы времени в одежде, улыбки и серьёзные взгляды в камеру - это путешествие в прошлое, у которого нет настоящего.




Зыслина Н.Н. Образцы ткани.
Трехгорная мануфактура. 1960-е



Жовтис Н.М. 1960-е.



Жовтис Н.М.



Жовтис Н.М.



Жовтис Н.М.



Тихомирова Т.Д. 1988



Андреева А.А. 1950-е



Андреева А.А. 1950-е



Лотонина В.Д. 1950-е



Ануфриева М.М. Ткань «Электролиз колхоза».
Трехгорная мануфактура. 1930-е


На выходе я почти уговорила себя, что мне нужен каталог выставки - для неторопливого листания и вдохновения, поиска образов для своих проектов и обложек. Увы, тот каталог, что я взяла в руки, оказался абсолютно не в моём вкусе: тексты размещены без полей, в край листа; мелкие изображения избыточно втиснуты на один разворот; веб-шрифт подобран неудачно. Пришлось сэкономить. Это, пожалуй, единственный минус, да и тот, можно сказать, несущественный.



Агиттекстиль. 1920-е



Даниловская мануфактура. 1900-е


Резюме - смотреть обязательно, если вы занимаетесь декоративным творчеством любого профиля. Если вы просто любите изобразительное искусство - полюбопытствуйте, на выставке хватает работ, которые интереснее намозоливших глаза музейных образцов высокой живописи. Размытость представлений о границах жанров и техник более, чем очевидна в окружении работ множества разных стилистик и фантазий. Детям полезно взглянуть на прикладное творчество и его возомжности, а бабушкам-дедушкам приятно ностальгически вспомнить, что у подружки было точно такое платье, а коллега носила похожий платок.



Альбомы с образцами


Татьяна Селянинова, 2019.






      • Главная   • Выставки и мероприятия   • Ткани Москвы в Музее Москвы  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта