Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


МеталлЦельнокованые железные светцы
Серебряная чернь и скань
Дар Валдая
Искусство Кабарды





Дар Валдая

О возникновении колокололитейного промысла Валдая складывали многочисленные легенды. Одна из них, яркая и поэтичная, оказалась наиболее живучей. В передаче поэта К. К. Случевского в 1886 году она была такой: «Толкуют, будто бы царь Иван, сняв в Новгороде Вечевой колокол, велел везти его в Москву. Государева рать дошла до Валдая и тяжесть ли колокола, трудность ли пути или просто желание царево, но колокол был разбит. Ушло царское войско, а осколки колокола остались лежать. И их подобрали валдайцы и стали лить свои колокольчики и льют до сих пор». Другой вариант этой легенды имел иную концовку — куски разбитого колокола волей небес превратились в звонкие валдайские колокольчики.

История то наводящих уныние, то веселящих душу своим звоном валдайских колокольчиков тесно переплетается с историей производства больших колоколов. В XIX веке, когда колокололитейный промысел приобрел в Валдае широкую известность, колокола и колокольчики рождались на одних и тех же заводах.

Дар Валдая - валдайский колокольчик

Издавна на Руси колокола занимали особое место в народной жизни. Сторожевые и всполошные, или набатные, осадные, часовые и вестовые колокола, висевшие на церковных колокольнях и специальных колоколенках, призывали не только к молитве,— они оповещали о радостях и печалях, сообщали о приближении врагом и о пожарах, созывали на праздник пооеды. Но немало значили для ездока, затерянного на бесконечных российских дорогах, и колокольчики с бубенцами, являвшиеся непременной частью ямщицкого снаряжения. Где-нибудь между Москвой и Валдаем подручные колокольчики оглашали безлюдную, идущую дремучим лесом, в рытвинах и ухабах или накатанную до блеска зимнюю дорогу незатейливо-грустным мотивом, непременно пробуждавшим воспоминания о «днях минувших», помогая коротать утомительное путешествие. А иногда они заливались таким голосистым перезвоном, от которого пропадала дорожная тоска и хотелось пуститься в пляс.

Начало валдайского колокололитейного производства можно отнести к тому времени, когда в сентябре 1656 года колокольный мастер Александр Григорьев с учениками отлил в Иверском монастыре колокол высотой 2 метра, длиной по нижней кромке 2,5 метра, который в 1712 году был установлен на колокольню Александро-Невской лавры в Петербурге. Валдайские мастера стали изготавливать и маленькие колокольчики, а также бубенчики-«шаркуны» для ямщицких троек. В начале XIX века появились в городе и первые колокололитейные мастерские. Из сохранившихся до наших дней самый ранний из датированных колокольчиков относится к 1811 году.

Способными оказались валдайцы в литье колокольчиков, и слава о них росла быстро. Уже в 1825 году поэт-декабрист Ф. Н. Глинка в стихотворении «Сон русского на чужбине» написал такие строки:

И мчится тройка удалая
В Москву дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит, качаясь под дугой.

А вскоре родилась народная песня и полетела по России:

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой

Иногда к дуге подвязывали сразу несколько колокольчиков, звучавших по-разному, — один поддужный, весивший обычно два фунта, два подпевалы, семь или девять бубенчиков. И получалась полнозвучная «ямщицкая гармонь».

Дар Валдая - валдайский колокольчик

Расцвета колокололитейное производство в Валдае достигло к середине XIX века. На заводах купцов Смирнова, Митрофанова и Стуколкина, где работало до пятидесяти человек, ежегодно обрабатывалось около 850 пудов меди. Помимо поддужных колокольчиков отливали по заказам и крупные колокола различного назначения и отправляли в разные губернии России. На многих валдайских колокольчиках делали забавные надписи, На некоторых из них, храняшихся сейчас в местном краеведческом музее, можно прочитать:
«Купи, барин, не скупись, со мной езди, веселись».
«Звени, утешай, ехать поспешай».
«Купи, денег не жалей — со мной ехать веселей».
Надписи порой были незатейливы, но запоминались надолго: «Кого люблю, тому дарю», «Дар Валдая».

Мастера ревностно относились к своему делу и держали в секрете производство сложных сплавов, в которые входили медь, олово и другие металлы. Завод Смирнова благодаря высокому качеству своей продукции получил право штамповки государственного герба на своих изделиях. Колокола на заводе отливались в графитных тиглях, которые привозили с Урала.

Во многих местах знали и высоко ценили валдайских мастеров колокольного литья. Когда понадобились колокола для грандиозного Исаакиевского собора, то в Петербург пригласили валдайца Ивана Стуколкина, который и отлил одиннадцать колоколов на Малой Охте. Очевидцы <вспоминали, что звон их, сильный и красивый, покрывал звучание колоколов всех храмов столицы и был слышен даже тем, кто только еще подъезжал к ней. Валдайским мастером Николаем Смирновым для Воскресенского собора Смольного монастыря был отлит праздничный колокол весом 607 пудов.

Начало развития сети железных дорог уменьшило значение ямщицкого промысла, на поддужные колокольчики резко снизился спрос, однако производство колоколов не прекращалось. Помимо Валдая их отливали и в других местах России - в нижнем Новгороде, в Ярославской губернии, Саратове, но такой известностью, как валдайские, они не пользовались. В селе Пуриж Нижегородской губернии в конце XIX века существовало восемь небольших предприятий, которые изготавливали мелкие колокольчики, которые тоже назывались валдайскими.

В начале ХХ века в Валдае были два колокололитейных завода братьев Усачевых, продукция которых шла в самые отдаленные края России. Уже после 1917 года Валдай оставался единственным местом в стране, где продолжало существовать колокольное производство. Здесь же делали колокола и колокольчики для театров, пожарных команд, для различных систем сигнализации.

Высокое искусство мастеров колокольного дела сделало известным маленький провинциальный город, наполнило поэтической глубиной легенды о eгo самобытности. Когда видишь и слышишь валдайские сувениры — звонкоголосые колокольчики, приходят на память стихи Лидии Коноваловой:

Из рода в род передавая,
Хранит народная молва
О колокольчиках Валдая
Сказаний ясные слова.
Их звон как будто издалече,
Через веков седую даль
Доносит гул грозовый веча
И песен нежную печаль.

И.Г.Истомина, А.Н.Николаев. Валдай. Л.- Лениздат, 1979



Следующая страница: Искусство Кабарды



      • Главная   • Художественные и декоративно-прикладные изделия из металла   • Дар Валдая  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта