Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МеталлЦельнокованые железные светцы
Серебряная чернь и скань
Дар Валдая
Искусство Кабарды


Искусство Кабарды

У подножия Эльбруса, там, где берут свое начало бурные реки Малка и Баксан, рядом с братским балкарским народом, живет и трудится древний народ кабардинцы. Природа Кавказа щедро одарила этот край. Покрытые снегом заоблачные вершины, цветущие альпийские луга, ниже — дремучие леса, долины, тонущие в садах... С давних времен кабардинцы занимались земледелием и скотоводством. Тучные стада и колосящиеся нивы — вот о чем была их первая дума. Но не меньшее место в жизни народа занимало богатство духовное: устная поэзия, музыкальное творчество, изобразительный фольклор. Особую роль в развитии кабардинской культуры сыграло декоративно-прикладное искусство, уходящее корнями в седую старину.

Впрочем, можно сказать и так: долгое время кабардинцы не знали искусства как такового, но всегда почитали красоту неотъемлемой частью любого предмета. Камень, дерево, металл, шерсть, кожа, лоза, камыш. Подручный материал не только в немалой степени определял утилитарные качества изделий, но и подсказывал характер образности. Плюс природная красота его, которую обязательно старался выявить мастер.

Кабардинский рог и женский пояс
Женский пояс. Серебро, позолота, филигрань, зернь, цветные камни. Конец XIX века.
Рог. Серебро, чернь. Начало ХХ века.

Кузнечное ремесло

Начать, пожалуй, стоит с кузнечного ремесла — одного из древнейших в кабардинском народном искусстве. Чего только не делали кузнецы! Но наиболее яркими художественными достоинствами отличаются надочажные цепи и щипцы для очага, самые разные половники и традиционные утюги на угле. Несмотря на сугубо утилитарный характер, у всех этих вещей выверенная за века, даже изысканная форма, строгий, но изящный силуэт, благородный в своей сдержанности декор. Это в доме, около очага.

Другое место приложения сил сельских кузнецов — неизменный друг кабардинца — конь. Среди убранства его особенно хороши кованые удила и стремена. Наконец, уникальные (хотя и чрезвычайно широко в Кабарде распространенные) изделия, о которых мало кто даже слышал. Это специальные штампы для таврения домашнего скота — вещи крайне необходимые скотоводу, но весьма изящные. Это понятно, так как в основе таких штампов — традиционные родовые знаки — тамги, сами по себе тоже очень необычные и красивые.

Оружейное дело

Областью народного искусства, где сливалось воедино творчество кузнецов и ювелиров, было оружейное дело. Изделия наших оружейников славились далеко за пределами Кавказа. В XVI веке кабардинские панцири и кольчуги поставлялись в Персию, а двумя столетиями позже мастера из Кабарды работали в Москве, где ковали булатные сабли и кинжалы.

Ясность и благородство форм — главные качества произведений кабардинских оружейников. Соразмерность рукоятки и лезвия в холодном оружии, ствола и приклада в кремневых ружьях, отсутствие нарушающих плавность силуэта ломаных линий и выступающих деталей — вот о чем прежде всего речь. Мастера умело выявляли особенности каждого материала, будь то металл, дерево, кожа, кость, открытый ствол, чем лишний раз подчеркивали грозную суть предмета. Потому и орнамент серебряных накладок — простой и крупный. Тут, как правило, господствует геометрической-зооморфный стиль, а мелкие растительные мотивы, столь характерные для многих народов Востока, редки.

Интересная техника закалки сабель, шашек и кинжалов. Прямо из горна раскаленный клинок подхватывал всадник и, на скаку размахивая им, производил каление Это было удивительное зрелище, особенно ночью, на темно-синем фоне неба. Рожденное в такой ритуально-магической обстановке, да еще овеянное древними преданиями, оружие не могло не стать предметом особого внимания со стороны мастеров, которые стремились сделать его особо нарядным.

Ювелирные украшения

Другая традиционно важная область народного искусства Кабарды — ювелирные изделия, которые большей частью шли на отделку женской одежды. Что главное в них? Сдержанность и изящество, отсутствие громоздких вещей. И еще. Если, украшая оружие, мастера использовали главным образом гравировку и чернение, то в ювелирке — филигрань и зернь, что свидетельствует об определенном влиянии искусства соседних кавказских народов. В орнаменте часты крупные растительные мотивы, сочетающиеся с более древними геометрическими и зооморфными. Так оформлялись женские и мужские пояса, знаменитые газыри, женские нагрудники и шапочки.


Обработка дерева

Лесами Кабарда богата, потому и работали с деревом много. И на первом месте, конечно, домашняя посуда — чаши, ложки, черпаки. Но делали мастера и различную мебель, и даже музыкальные инструменты. На основе простых приемов им удавалось создавать ярко образные произведения, обладающие высоким благородством пластики и декора. Чаши, например, по своему пластическому совершенству нередко обладают истинно скульптурными качествами. Классическую определенность форм подчеркивает обводка краев или смелое членение объема (где этого требует образ). Прибавьте еще «скульптурные» ручки, ажурная резьба которых делала силуэт чаши особо изысканным.

В целом для кабардинского дерева не характерно многообразие видов резьбы. Чаще всего мастера обращались к геометрическому узору, украшая им поверхность предмета, и объемной резьбе, с помощью которой создавались скульптурные элементы декора. Что же до пропильной резьбы, то она встречается только в архитектурном убранстве домов.

Обработка камня

Народы Кавказа традиционно сильны в художественной обработке камня. Не исключение и кабардинцы. Этот вид народного творчества распространен у нас в виде надмогильных памятников и коновязей, наиболее ранние из которых датируются XII — XIII веками, что свидетельствует о высоком уровне декоративного искусстве Кабарды уже в этот период. Позже широко распространились антропоморфные стелы, в которых мастера использовали разные виды орнамента в сочетании с декоративными надписями. Техника работы камнерезов и их инструмент достаточно просты. Сперва тонким резцом на поверхность стелы наносили рисунок, потом долотами разного размера выбирали фон. И снова резцом осуществлялась доводка и детальная проработка узора.

Шитьё, вышивка, рукоделие

По всеобщему признанию, традиционный костюм кабардинцев обладал высокими художественными достоинствами и даже оказал влияние на одежду других народов Кавказа, а также кубанских и терских казаков. Наиболее ярко принципы покроя и декорировки проявились в знаменитых бурке, черкеске, башлыке и менее известных — каптале, женском платье с нарукавниками и шапочке. Основной акцент — болотная вышивка, в создании которой участвовали женщины самых разных сословий. Самой древней техникой была так называемая вышивка «в прикреп», сочетавшаяся с использованием нашивных шнуров, галунов, кистей, шариков, плетеных подвесок. Вышивали и гладью — в основном вещи, получившие распространение позже: кошельки, футляры для ножниц, шапочки с плоским верхом.

Характернейшая черта золотошвейного орнамента — сложное взаимодействие зооморфных (главным образом роговидных) и более поздних растительных мотивов. Изысканный узор образует замкнутый, как правило симметричный рисунок. Четко выделяясь на черном, красном, малиновом, зеленом фоне, заполняя большие плоскости, он придает традиционному мужскому костюму неповторимый вид. Но никогда мастерицы не теряют чувства меры! В ряде изделий — таких, как женские шапочки, кожаные ножны шашек и кобуры пистолетов,— орнаментальное решение целиком строится на композиции разных элементов. Может быть, самое красивое сочетание — ажурное плетение из золотых ниток и расшитая поверхность изделия!

Кабардинский женский пояс
Женский пояс (фрагмент). Серебро, позолота, филигрань, зернь, цветные камни. Середина XIX века.

Узорное плетение

Обязательно надо сказать об узорном плетении. Его применяли во многих областях быта. Скажем, в архитектуре — жилища, хозяйственных построек, ограды, которые плели из лозы. Из лозы же да еще куги, камыша, кукурузных стеблей делали предметы домашнего обихода, например, корзины для фруктов и зерна, отличающиеся красотой формы и многообразием фактур.

Но вершина кабардинского плетения — узорные циновки-арджаны, в которых способность народа к художественному творчеству проявилась с поразительной силой. Несмотря на то, что циновки плетутся из одной куги, с помощью простейшего инструмента, на основе примитивной технологии, они свидетельствуют о высокой культуре композиционного и орнаментального мышления мастериц, тонком чувстве цвета, способности решать сложные пространственные задачи. По своему назначению арджаны делились на несколько групп: коврики для украшения жилищ, молитвенные намазлыки, погребальные циновки. Каждый тип содержал характерные орнаментальные мотивы, отличался определенными пропорциями и формой.

Кожаные изделия

Наконец, о художественной обработке кожи. Она не могла не развиваться у народа, который с незапамятных лет занимается скотоводством. Взять хотя бы одну кожаную обувь — разве оставили бы ее без внимания народные мастера? А такие повседневные вещи, как кисеты, кошельки, сумки, бурдюки? Наконец, атрибуты военного снаряжения и принадлежности конской сбруи! Наверно, поэтому и техника обработки давно сложилась — холодное и горячее тиснение, а также аппликация, и орнаментальные мотивы ей соответствуют — в аппликации зооморфные узоры, в тиснении-геометрические; реже — растительные. В обоих случаях композиция строго симметрична, а цветовая контрастность подчеркивает как многовековую отлаженность орнаментов, так и чрезвычайную отработанность форм самих предметов

Б. Мальбахов, кандидат искусствоведения
Рисунки выполнены автором.


Традиции классического искусства и народно-декоративного творчества представлены на сайте Формула дизайна. Приглашаем к знакомству с архитектурной, живописной и декоративной модой прошлых столетий в разных функциональных аспектах и стилистических направлениях.





      • Главная   • Художественные и декоративно-прикладные изделия из металла   • Искусство Кабарды  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта