Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


МодаРусский женский костюм в различных губерниях
Мода середины XX века. Каталог Hayes Proportion-ized Fashions





Русский женский костюм в различных губерниях

Народные костюмы европейских областей России XIX века имеют много общего в цвете, покрое, характере декорировки, в народных названиях отдельных деталей. Но в то же время каждая область, часто даже каждый район имели и свои особенности и в вышивке и в ткачестве. Женский костюм средних областей России обычно состоял из двух обязательных деталей - длинной рубахи из белого холста и юбки из шерсти, или паневы, как ее называли во многих местах. Остальные части одежды могли варьироваться, в частности, в ряде уездов и губерний богатство невесты оценивалось по количеству юбок, и праздничные, выходные наряды девушек предполагали многослойные юбки. Важное значение придавалось красоте и богатству головного убора. В ряде регионов женский нарядный костюм включал в себя многорядные яркие бусы. Общим для всех русских женских костюмов являлось предпочтение, которое отдавалось красному цвету.

Рязанский костюм
Рязанский костюм

Наряден костюм Сапожковского района Рязанской области. Это впечатление создает белый шушпан по подолу и рукавам, отделанный широкой яркой полосой закладного ткачества. Черная ттпекоясно гармонирует с белой Характерной его особенностью является «навершник»— безрукавка, которая надевалась поверх рубахи и паневы. Ее отделка необычайно богата: красные полосы браного узора сочетаются с белым холстом и вставками кумача.

Рязанский костюм Березовского района тоже имеет своеобразную деталь одежды — «сукман» (белый шерстяной сарафан в складку). Его надевали тоже поверх рубахи и ярко-алой паневы.

Пензенский костюм
Пензенский костюм

Пензенский костюм поражает буквально ювелирной отделкой каждой вещи. Мельчайшие узоры ткачества, тончайшая вышивка, звучность цветового решения и разнообразие орнаментов и техники каждой детали восхищают и захватывают красотой настоящего большого искусства.

Но рядом с ними не проигрывают костюмы Воронежской области. Они покоряют большой гармонией всех деталей костюма в целом. Например, белый цвет холста с черной окантовкой вышивки. Это свадебный костюм. В пару к нему вышита свадебная рубаха для жениха.

Воронежский костюм
Воронежский костюм

Тонким чувством ритма отличается костюм Тульской области, в котором большое значение имеет чередование горизонтальных полос вышивки, ткачества и кумача.

В одежде Смоленской области интересно сочетание основных направлений русского костюма. Один костюм с черной клетчатой паневой очень близок по характеру к одежде средней полосы России. Другой с черным косоклинным сарафаном имеет больше общих черт с костюмами Тверской области и русского Севера.

Очень декоративны костюмы народов Поволжья — марийские и мордовские. Они интересны не только тем, что сохранили древний покрой рубах, в которых украшения имели магическое значение, но и необычной красотой разнообразных узоров и исключительной гармонией напряженного колорита вышивок, где основным был темно-красный цвет. В марийской вышивке добавляются еще черный, темно-зеленый и ярко-красный цвета, сквозь которые чуть просвечивает, словно мерцает, белый холст. Узоры вышивок мордвы, еще более напряженные и густые по тону, кладутся на холст плотно, без просветов. К основному темно-красному цвету часто добавляется темно-синий. Орнамент на белых рубахах идет полосами вдоль швов, рукава и окаймляет ворот и подол рубахи.

Тверской костюм
Тверской костюм

Группа женских костюмов северных областей России, куда входят костюмы Тверской, Вологодской и Архангельской областей, имеют свои особенности покроя и декорировки одежды. Самой распространенной женской одеждой в этих областях был сарафан и белая холщовая рубаха. В некоторых районах Тверской области сарафаны назывались саянами. По покрою они близки к прямым сарафанам в сборку на лямках, которые были характерны для русского Севера. Будничные сарафаны Тверской области делались из набойки и пестряди. Красотой цветовых сочетаний и разнообразием узоров ткачества выделяются нарядные шерстяные саяны.

Среди тверских костюмов заслуживает внимания белая холщовая одежда. Традиции ее покроя и принципы декорировки уводят нас в глубокую старину. Отделка ворота рубахи в виде красной розетки напоминает по цвету и форме красное солнышко. Надевавшийся сверху касталан — косоклинный из белого холста сарафан — отделан по широкому подолу и на груди красным ситцем и кумачом.

Велико-Устюжский костюм
Велико-Устюжский костюм

Из костюмов Вологодской области особенно декоративен ярко-желтый костюм Великого Устюга. Вышитые стилизованные женские фигуры, напоминающие елочки зеленого, розового, синего, красного и голубого цвета, разбросаны на фоне желтой ткани. Они кажутся горящими разноцветными огоньками.

Костюмы Архангельской области отличаются большой простотой, строгостью покроя и скромностью отделки. Летом в жаркие дни, работая дома по хозяйству или на поле, женщина сарафан не надевала. Ее костюм состоял из белой холщовой рубахи с браным красным узором и белой холщовой юбки, по подолу которой шел нарядный узор браного ткачества. Таков костюм Вычегды.

Строгостью покроя и цветового решения выделяется пинежский костюм с белой рубахой и синим косоклинным холщовым сарафаном. И наоборот, веселы сарафаны из пестряди и набойки. Их носили с белыми рубахами, которые в восточных районах области украшались ткачеством, а в западных — вышивкой.

Большое значение в общем облике народного костюма имел головной убор, поэтому его оформлению придавалось большое значение. Почти каждая область, а часто и район отличались формой и характером декорировки головных уборов. Почти во всех областях России для их украшения применялась техника золотого шитья. Такое шитье покрывало головные уборы Новгородской области; маленькие рязанские кики с красными рожками из кумача; изящные головные уборы Воронежа.

Кроме болотного шитья использовали металлические блестки, которые в сочетании с золотным шитьем делали головной убор очень нарядным. Так чаще всего украшали сороки, особенно распространенные в Ярославской области. Их носили и в Тверской области, где часто встречались и головные уборы высокой цилиндрической формы с жемчужной поднизью и золотным шитьем.

В Смоленской области и в некоторых районах Тверской области, прилегающих к Смоленщине, был распространен маленький головной убор «ряска» с широкой жемчужной сеткой, спускающейся на лоб.

Девичья повязка. Русский Север
Девичья повязка. Русский Север

Среди северных головных уборов интересны девичьи повязки районов рек Мезени, Пинеги и Северной Двины. Женщины этих мест носили очень нарядные кокошники, закрывающие всю голову. Узкие и высокие по форме женские головные уборы Костромской области украшены жемчужными сетками, спускающимися на лоб до бровей, а оригинальные по форме женские головные уборы древнего Пскова имеют жемчужные рожки. Богатые кокошники Каргопольского района Архангельской области сплошь расшиты мелким речным жемчугом. Поверх этих кокошников принято было надевать белые платки, шитые золотом, или узорные шали.

Для украшения головных уборов народов Поволжья широко использовалась вышивка шелком, шерстью и болотной нитью. Но главными материалами для украшения были цветной бисер, металлические блестки и монеты, что придавало вещи большую декоративность.



Следующая страница: Мода середины XX века. Каталог Hayes Proportion-ized Fashions



      • Главная   • Мода: одежда, обувь, аксессуары   • Русский женский костюм в различных губерниях  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта