Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разное           Выставки Музеи  


МодаРусский женский костюм в различных губерниях
В театр с веером и биноклем
Мода середины XX века. Каталог Hayes Proportion-ized Fashions


В театр с веером и биноклем

В начале XX века театр стал одним из самых востребованных, массовых и спорных искусств. В театры ходили регулярно, не пропуская премьер, следя за карьерами любимых артистов, обмениваясь впечатлениями и жадно впитывая всё новое. Да и сами театры стремились к различного рода экспериментам, превращая выхолощенное искусство красивых, но безразличных драм в живое действие, рождающее бурю эмоций у зрителей.

И всё же образ и завзятой театралки, и театральной дивы сложно представить себе без такого аксессуара как веер. Исторически веера, завезённые в Европу из Китая, прижились как абсолютно необходимый предмет, позволявший создать иллюзию дуновения ветерка. Театры и бальные залы освещались свечами или масляными лампами, которые во-первых, активно выжигали кислород, во-вторых, выбрасывали в воздух частицы гари, которые, накапливаясь, создавали микроатмосферу с характерными запахами. Для сохранения тепла помещения проветривали редко, с вентиляцией могли быть проблемы, а если у дамы был сильно стянутый корсет, то единственным способом поддержать себя от падания в обморок было обмахивание лица веером.

В России европейские веера появились в царствование Алексея Михайловича, а уже при Петре Первом возникла первая мода на веерное великолепие. В эпоху барокко и рококо роскошные и искусно сделанные веера использовались в придворных интригах для передачи любовных или политических посланий, но к началу XIX века в моду вошли лёгкие веера без переизбытка украшений. А в моде рубежа XIX-XX веков веер стал именно театральным аксессуаром, причём модницы хвастались разнообразием стилей и техник изготовления своих вееров, чем оригинальнее оказывался веер - тем большим вниманием пользовалась его владелица.

Во все времена веера были предметом коллекционирования, но в советское время веера считались буржуазным предметом, да и между революциями и войнами ресурсов на осознанное формирование коллекций не хватало. Самые обширные коллекции сегодня представляют музеи, но тема возрождается, появились и интересные частные собрания вееров.

Веер белого кружева
Веер белого кружева.
Деталь костюма Ш.Мамедовой для роли Виолетты. «Травиата» Д.Верди
Западная Европа. XIX век
Кружево, шелк, перламутр, кость, блестки, роспись, инкрустация, резьба, металл.
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

В европейской моде придавалось большое значение умению носить веер, по которому даже определяли социальный статус дамы. В русских салонах к тонкостям использования вееров относились проще, однако и у отечественных классиков проскальзывают упоминания о веерах как об атрибуте аристократок.

Веер с движущимся экраном «Сцены охоты»
Веер с движущимся экраном «Сцены охоты»
Россия - Западная Европа. Первая четверть XIX в.
Картон, бумага, гравюра, тюль, дерево, металл, лак, токарная работа, клей, тиснение по бумаге.
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Сцены охоты - востребованный во все времена тип сюжетов. В Европе сценам охоты часто придавали сложные аллегорические смыслы, и для посвящённого в язык аллегорий простой мотив загона кабана или выслеживания оленя мог прочитываться с ярким подтекстом.

Веер складной
Веер складной
Западная Европа. Конец XIX века
Муар, шелк, репс, шелковый шнур, шелковая гарусная нить, металлизированная нить, лебяжий пух, кипарис, блестки, пайетки, металл, перламутр, аппликация, инкрустация, резьба по дереву.
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Веера изготавливались в сложных смешанных техниках, для их производства требовалось соединение декоративных навыков и конструкционных представлений.

Веер-саше Г.Н.Федотовой
Веер-саше Г.Н.Федотовой
1880-е, Россия
Бархат, атлас, шелк, репс, соломка, шнур, лента, тростниковая основа.
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Саше - мешочек или сумочка в переводе с французского. Веер-саше мог использоваться для хранения платочка, записки, но для чувствительных к неприятным ароматам дам он мог стать спасением от окружающего амбре. В саше закладывались сушёные душистые растения, поднеся веер к лицу, дама могла сделать несколько приятных вдохов для успокоения и отстранения от раздражающей среды.

Веер складной с экраном из чёрного шёлка
Веер складной с экраном из чёрного шёлка, украшенным росписью и аппликацией
Россия - Западная Европа. Конец XIX - начало XX вв.
Шелк, кружево, тесьма шелковая, дерево, гуашь, золотая краска, металл, перламутр, лак, вышивка, аппликация, роспись гуашью, резьба по дереву.
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Веер складной
Веер складной
Западная Европа. Конец XIX века
Муар, шелк, репс, шелковый шнур, шелковая гарусная нить, металлизированная нить, лебяжий пух, кипарис, блестки, пайетки, металл, перламутр, аппликация, инкрустация, резьба по дереву.
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Веер-опахало Р.У.Джамановой для партии Судзуки
Веер-опахало Р.У.Джамановой для партии Судзуки.
Опера «Мадам Баттерфляй» («Чио-чио-сан») Д. Пуччини
Первая половина XX века. Япония
Шелк, шелковая тесьма, шелковый шнур, шелковая нить, пластмасса, батик, краска. стекло, бумага, резьба.
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Веера - естественная часть театральных костюмов, и в хороших постановках актрисы используют веера, аутентичные времени и обстоятельствам, в которых разворачиваются события на сцене. Некоторые постановки традиционно предполагают наличие веера у персонажа, и отдельные театральные любители коллекционируют подобные веера по спектаклям.

Веер 2019 год - год театра в России
Веер 2019 год - год театра в России

Это вот балет? А говорить они совсем не будут? Только прыгать по сцене? И в чём смысл? Сомнительная какая-то красота. И где Волшебница? Вон в той толпе? Не вижу. Бинокль? Нет, я без бинокля, не предполагал, что будет нечто общее с военными учениями. Это что? Бинокль? В перламутре?! Как странен мир.
(Т.Латукова. Талисман)

Есть мнение, что бинокли и зрительные трубы в театры притащили военные. Прихватывали случайно в качестве привычного аксессуара, а затем оценили и их функциональность для изучения подробностей внешности и костюма сценических звёзд. Как бы там ни было, а бинокли и сегодня - один из обычных аксессуаров в театре.

Бинокль
Бинокль
Вена. 1860-1890-е
Металл, кость, эмаль, фольга, бусины
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

В советские времена бинокли прочно ассоциировались с отдельной очередью в гардеробе, где арендаторы биноклей обслуживались вперёд остальных, но сами те общие изношенные бинокли почти не давали возможности рассмотреть действие в увеличенном формате. Современные варианты куда как надёжнее и красивее, но оформляются они обычно элегантно, но строго, без вычурности. А вот театральные бинокли пары предыдущих веков представляли собой изысканные произведения искусства.

Бинокль театральный
Бинокль театральный
Фирма Brevet, Париж, XIX век
Желтый металл, кость, оптическое стекло, штамп, рельефная резьба по кости
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Трубки зрительные
Трубки зрительные
Россия - Западная Европа.
Конец XIX - начало XX вв.
Металл, оптика, точение, резьба по кости
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Трубки зрительные
Трубки зрительные
Россия - Западная Европа.
Конец XIX - начало XX вв.
ГТЦМ им. А.А. Бахрушина

Собираетесь в театр? Не забудьте бинокль. А вот веер вам, скорее всего, не понадобится.


Т. Селянинова, 2019.
Фото автора с выставки Театр.rus в Новом манеже в 2019 году



Следующая страница: Мода середины XX века. Каталог Hayes Proportion-ized Fashions



      • Главная   • Мода: одежда, обувь, аксессуары   • В театр с веером и биноклем  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода   Коллекционеры  
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разные коллекции   Музеи   Выставки  
 
  Приключенческий роман Татьяны Латуковой - Талисман  
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2019.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта