Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


ФарфорРусские стеклянные и хрустальные заводы
Фаянсовый завод в Архангельском
Шаляпин в роли Бориса Годунова
Фарфоровая балерина Unterweissbach (Унтервайсбах)
Детские сервизы Kahla(Кала)


Фаянсовый завод в Архангельском

С.А.Розанцева

Первая половина XIX в. — время интенсивного развития русской керамической промышленности. В России возникает множество фарфоровых и фаянсовых предприятий, основанных на труде вольнонаемных рабочих. Кроме того, в этот период появляются помещичьи фарфоровые и фаянсовые заводы, где использовался труд крепостных. Обычно такие заводы были небольшими и существовали непродолжительное время. Примером такого рода предприятия может служить завод князя Юсупова в Архангельском.

Источники сведений о заводе в Архангельском

Наиболее раннее упоминание о фарфоровом заводе князя Н. Б. Юсупова в Архангельском относится к XIX столетию. В первом томе путеводителя по Москве, составленном де Лаво [Guide du Vojageur а Moskou per le G. de Laveau. Moscou, 1824, р. 163.] и изданном в 1824 г. на французском языке, имеется ряд сведений о мастерской живописи и золочения на фарфоре, руководимой А. Ламбером. Во II томе путеводителя де Лаво, вышедшем в 1834 г., уже дается информация о производстве фаянса в селе Архангельском: «<...> Ламбер только что организовал фабрику фаянса на английский манер, продукция которой очень удовлетворительна. Нужно пожелать ему и успеха и последователей, чтобы Россия перестала быть зависимой от Англии в этой отрасли промышленности, продукция которой требуется каждый день». [Le Guinte de Laveau Description de Moskou 2-emi edition, t. II. Moscou, 1834, рр. 275 — 286.]

Сведения де Лаво очень интересны для нас потому, что автор был современником описываемых событий, но, к сожалению, они не дают исчерпывающего представления о производстве фаянса в Архангельском. В литературе дореволюционного периода и более поздних изданиях о фаянсовом заводе кн. Юсупова вообще не упоминалось, краткие данные касались только фарфорового завода в селе Архангельском. Примером служат работы: А. В. Селиванова [А. В. Селиванов. Фарфор и фаянс Российской империи. Владимир, 1903, с. 75.], И. И. Лазаревского [И. И. Лазаревский. Несколько неизвестных марок русского фарфора. Нижний Новгород, 1923. ], И. Троцкого [И. Троцкий. Фарфор и фаянс (справочник для коллекционеров). Л., 1924, с. 43.], А. Б. Салтыкова [А.Б. Салтыков. Русская керамика XVIII-ХIХ вв. М., 1952, с. 117.] и др.


Фарфоровые тарелки из «Сервиза с бусами». Архангельское
Фарфоровые тарелки из «Сервиза с бусами»
Роспись живописного заведения Н.Б.Юсупова в Архангельском
1830-е гг.


Лишь в 1937 г. в монографии С. В. Бессонова [С. В. Бессонов. Архангельское. М., 1937. ] об усадьбе Архангельское вновь скупо сообщается о фаянсовом заводе, находившемся на ее территории. Несколько полнее о производстве фаянса в Архангельском пишет в 1973 г. Л. И. Булавина.[ Л.B. Булавина. Фарфор и фаянс Архангельского. — Декоративное искусство, 1973, № 12.] В своей статье автор приводит ряд фактов, связанных е выпуском фаянса, а также воспроизводит марки предприятия. Деятельность заводи датируется ею 1827—1838 гг.

В работе Е. А. Бубновой [Е. А. Бубнова. Старый русский фаянс. М., 1973, с. 78.] в числе сведений о русских фаянсовых заводах первой половины XIX в. мы находим упоминаниее и о фарфоровом и фаянсовом заводах Юсупова, тесно связанных принадлежностью, местонахождением, руководством и мастерами.

Приведенные автором краткие данные о заводах в Архангельском по сути дела повторяют высказывания выше перечисленных исследователей. Так, Г. Л. Бубнова пишет, что в 1825 г. в селе Архангельское был построен завод, который с 1827 г. начал выпускать фаянсовую посуду и скульптуру «с ориентацией на фаянсы Дельфта». Однако, сообщает Бубнова, в юсуповском фаянсе просматриваются русские национальные черты вследствие того, что на заводе работали местные художники. Ликвидацию предприятия она также относит к 1838 г. Кроме того, автор приводит только одну марку завода ( Azs Архангельская ферма).
Таким образом, в литературных источниках сведений о фаянсовом заводе Юсупова крайне мало и они не отличаются точностью.

Работая в ЦГАДА с документами фонда кн. Юсуповых, в ЦГИА г. Москвы и в Государственной публичной исторической библиотеке, удалось найти новые, до того неизвестный сведения, позволившие более подробно изучить деятельность фаянсового заводи в селе Архангельском, проследить этапы его развития и точно установить время его возникновения и ликвидации.

Архангельское - парадная усадьба князя Н.Б.Юсупова

Расцвет Архангельского как парадной усадьбы падает на первую четверть XIX века. В 1810 г. богатый и влиятельный вельможа кн. Н. Б. Юсупов приобрел у М. Л. Голицыной имение, которое усилиями лучших архитекторов и декораторов того времени превращается в один из совершеннейших дворцово-парковых ансамблей IIодмосковья. Первоклассные произведения искусства, в том числе знаменитая картинная галерея, крепостной театр, библиотека, изобилующая редкими изданиями, оранжереи, вольеры с диковинными птицами и животными — все это должно было восхищать, поражать воображение многочисленных знатных гостей владельца.

Так как фарфор продолжал быть предметом пристального внимания, еще одной прихотью князя было устройство в Архангельском так называемого «живописного заведения» (1818 — 1831 гг.), бывшего гордостью вельможи. В этом заведении трудились талантливые крепостные живописцы. По словам того же де Лаво, «при жизни князя его гости обязательно посещали мастерскую по росписи фарфора, которой управлял г-н Ламбер». В имение постоянно привозили не расписанные фарфоровые изделия («бельё») русского и иностранного производства с таких заводов, как Императорский, А. Попова, Ф. Гарднера, Ю. Долгорукова, Севрской и Мейсенской мануфактур. Фарфор, искусно расписанный крепостными художниками, коллекционировался княжеской семьей и служил приятным презентом для родственников и друзей вельможи.


Тарелка с портретом герцогини Курляндской Е.Б.Юсуповой. Архангельское
Тарелка с портретом герцогини Курляндской Е.Б.Юсуповой (сестры Н.Б.Юсупова)
Фаянс, печать. Фаянсовый завод Н.Б.Юсупова в Архангельском
1827-1835 гг.


При «живописном заведении» существовала живописная школа, где обучали живописи и росписи по фарфору. Учеников, наиболее одаренных детей крепостных, набирали из вотчин князя.

Записка о произведенных в селе Архангельском живописцами и мастеровыми дворовыми людьми работах свидетельствует о том, что уже к 1820 г. крепостные художники выполняли довольно сложные росписи по фарфору: писали портреты, изображали фигуры, составляли оригинальные цветочные композиции. [ЦГАДА, ф. 1290, oп. 3, д. 2380, л. 7. ]

Начало деятельности Ламберта

В 1822 г. в Архангельское в целях совершенствования техники росписи на фарфоре и руководства художниками заведения приезжает французский живописец Август Филипп Ламбер, безвыездно проработавший в Архангельском тринадцать лет. С прибытием Ламбера работа «живописного заведения» заметно оживляется: увеличивается количество крепостных художников и учеников, становится более техничным, отточенным мастерство живописцев.

Ассортимент расписываемых на заводе изделий был довольно широким: это различные столовые, чайные, кофейные сервизы, вазы, декоративные тарелки, подарочные чашки. Тематика росписей была самой разнообразной: тонкая портретная миниатюра, сюжетные росписи, включавшие мифологические, библейские, бытовые, военные сцены, сцены из литературных произведений, пейзажи, изображения птиц и животных.

Однако самую многочисленную группу составляли изделия, на которых воспроизводились полотна знаменитых западноевропейских мастеров. Оригиналами для работы чаще всего служили картины дворцовой галереи, а также использовались различные альбомы, литографии, иллюстрации к книгам из библиотеки Архангельского. Фарфор богато декорировался. В орнаментике преобладали мотивы, характерные для первой трети XIX в. — листья лавра, дуба, побеги виноградной лозы, цветочные гирлянды, пальметты, сложные золоченые геометрические композиции.

В 1823 г. на заводе крепостные живописцы расписали так называемый «Аракчеевский» чайный сервиз «tete а tete» с видами имения Грузино, отличавшийся высокими художественными достоинствами. Несколько позже на эту же тематику была расписана серия декоративных тарелок. Росписи копировались с литографий И. С. Семенова — крепостного архитектора гр. Аракчеева. В материалах архива есть запись, из которой следует, что 36 литографированных видов с. Грузино «за стеклом в вызолоченных рамах» находились во втором этаже дворца в Архангельском. [ ЦГАДА, ф. 1290, оп. 6, д. 524, л. 7. ]


Декоративные фарфоровые тарелки с росписью. Архангельское
Декоративные фарфоровые тарелки с росписью
Роспись фаянсового завода Н.Б.Юсупова в Архангельском
1827-1835 гг.


Но особой изысканностью отличались декоративные тарелки с изображениями различных сортов роз, скопированных с французского ботанического атласа, где в веточках с цветками удивительно умело передана их свежесть и совершенная красота. Борта этих тарелок украшены тонким золоченым орнаментом из стилизованных цветов и листьев. На фарфоре также изображались портреты самого владельца, его родственников и друзей. В руках крепостных художников фарфоровые предметы часто превращались в произведения искусства.

Устройство фаянсовой фабрики и «дело о долге Ламберта»

Бесспорно, владея техникой росписи по керамике, Ламбер был сведущ и в технологии производства фарфора и фаянса. Достигнутые успехи окрылили француза, и в 1824 — 1825 гг. он предпринимает по пытки наладить выработку фарфора в Архангельском. Для этой цели приобретается различное оборудование и в том числе два каменных жернова, предназначенных для измельчения компонентов фарфоровой массы. [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2451, л. 43.]

Из донесения в Московскую канцелярию за 1824 г. мы также узнаем, что в Архангельском 67 дней находился токарь купца Попова, занимавшийся точением «делаемой Ламбертом фарфоровой посуды». [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2446, л. 37.]

В 1827 г. на территории усадьбы в Горятинской роще возводятся новые строения: флигель [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2513, л. 74. ], мастерская и точильня. [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2513, л. 86.] Всего постройка завода обошлась больше, чем в 6000 руб. [ ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2508, л. 4.] По-видимому, в намерение Ламбера входило и устройство фаянсовой фабрики.

Первая половина XIX в. - время расцвета русского фаянса. Фаянс был в большой моде, отличался прочностью, сравнительно невысокой стоимостью и пользовался спросом. В контракте, заключенном в 1827 г. между кн. Н,. Б. Юсуповым и А. Ламбером, четко говорится об устройстве наряду с фарфоровой и фаянсовой фабрики. «Август Филиппов, сын Ламберт дал условие Его сиятельству кн. Н. Б. Юсупову в том, что обязуюсь я содержать устроенную мною в подмосковном имении Его сиятельства во селе Архангельском на собственное иждевение фарфоровую и фаянсовую фабрику на следующих кондициях <...>. [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2508, л. 4.]

По условию Ламбер, получив от князя ссуду в 6000 руб., обязался выплатить эту сумму и проценты в течение пяти лет, а прибыль должна была идти в пользу Ламбера. Однако средств оказалось недостаточно, Ламбер запутался в долгах. Только по первому сроку он смог уплатить 1200 руб. На следующий взнос денег не хватило.

Возникает «дело о долге Ламберта». [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2508, л. 5.] В связи с этим по предписанию Московской канцелярии от 7 октября 1828 г. за № 1309 князь распорядился оставить Ламбера при «живописном заведении» в роли смотрителя, «чтoбы живописцев занимал расписыванием французского фарфора». Крах, как показывают дальнейшие события, не обескуражил Ламбера. Оставив авантюру с фарфором, он, используя существующее оборудование, быстро переключился на выпуск фаянса. Однако успех в этом начинании не пришел сразу.


Фаянсовые изделия из сервиза «Колокольчики». Архангельское
Фаянсовые изделия из сервиза «Колокольчики»
Фаянс, ручная полихромная роспись.
Фаянсовый завод Н.Б.Юсупова в Архангельском
1827-1835 гг.
Марка в тесте «LAMBERT»


Около двух лет длились искания, преодолевались трудности. В музее хранится много деформированных фаянсовых изделий, посуды со следами неудачного обжига. Все эти предметы, вероятнее всего, являются первыми образцами архангельского фаянса. Только в 1829 г., когда производство было упорядочено, Ламбер в целях привлечения капитала и сбыта готовой продукции вступает в товарищество с московскими купцами И. Ромарино и Салциманом. Пo заключенному контракту Ламбер обязывался содержать фабрику «трудами и искусством», а от компаньонов зависело обеспечение материалами, оплата мастеровых, содержание торгового помещения. Получаемая же прибыль по соглашению должна была делиться поровну. [ЦГАДА, ф. 1290, oп. 4, д. 84, л. 146. ]

После долгих поисков в ЦГИА г. Москвы была найдена книга для записи капиталов купцов 2-й гильдии за 1829 г., где записано, что по указу Московской Казенной палаты от 21 июня 1829 г. за № 11685 причислен ко 2-й гильдии в Гостиную сотню с 1829 г. с.-петербургский мещанин Иероним Дементьев Ромарино. [ЦГИА г. Москвы, ф. 2, оп. 2, д. 1068.] Лавка Ромарино находилась в Гостином дворе. Любопытно, что в списке купцов г. Москвы, объявивших капиталы на 1830 г., Ромарино числился комиссионером, проживавшим в Мясницкой части. В графе о семейном положении значилось «холост». К сожалению, сведений о Салцимане не найдено, скорее всего его роль в «деле» была второстепенной.

Упразднение «живописного заведения»

В 1831 г. после смерти князя Н. Б. Юсупова наследником становится его сын Б. Н. Юсупов, человек меркантильный, вскоре упразднивший в Архангельском все, что не приносило дохода. «Чтобы с настоящего времени были производимы работы токмо необходимо нужные <...> и > существенно полезные, все же ненужное приостановить», — писал управляющему новый владелец. [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2585, л. 109. ]

С 1831 г. «живописное заведение» перестает существовать и роспись фарфора прекращается. В том же 1831 г. кн. Б. Н. Юсупов заключает с Ламбером новый договор по фаянсовому заводу сроком на 7 лет. По этому соглашению фаянсовый завод переходил в полное распоряжение Ламбера, вместе с тем к нему на 3 года перешли пять крепостных мастеров из дворовых князя: точильщики Василий Корнеев, Михаил Сорокин, Илья Татаринов, Егор Петухов и печатальщик Степан Сергеев. [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2508, л. 12.] Имена этих мастеров встречаются в архивных документах вплоть до 1834 г.

В 1834 г. на фаянсовом заводе работают лишь два точильщика, Василий Корнеев и Егор Петухов, и печатальщик Степан Сергеев (Михаил Сорокин к этому времени умер, а Илья Татаринов уехал в Купавну). Кроме них, в ведении Ламбера находились девять крепостных живописцев. [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2592, л. 15. ]

Интересно, что в 1834 г. на заводе были изготовлены сервизы для кн. Юсупова и кн. Голицына [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2841, л. 73 (В. П. Голицын (1800-1863) — действительный статский советник, Харьковский предводитель дворянства, коллекционер)]. Большой столовый фаянсовый сервиз для кн. В. П. Голицына состоял из 263 предметов и стоил 468 руб. 20 коп. Сервиз включал разнообразные предметы: тарелки, блюда, суповые чаши, соусники, салатники, масленки и пр. На обнаруженном в ЦГАДА счете с перечнем предметов сервиза и их стоимости имеется надпись: «по приказу Его Сиятельства кн. Василия Петровича Голицына столовый сервиз с зеленой каймой Архангельского завода» — и подпись Ламбера о получении денег 14 ноября 1834 г. [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2641, л. 57.]

На работу фаянсового завода в Архангельском на протяжении 1829—1835 гг. проливают свет объяснения управляющего имением Павла Гофета, представленные в 1835г. в Московскую канцелярию. [ЦГАДА, ф. 1290, оп. 4, д. 84, л. 146. ] Из объяснений следует, что работа на фаянсовом заводе в с. Архангельском с самого начала велась стихийно, без должного учета. Произведенная проверка показала, что Ламбер получил от компаньонов за истекший период на 13000 руб. больше, чем выпустил товара. Причиною тому, как считал Гофет, было содержание семьи, устройство всяких новшеств, которые требовали больших затрат, и различные опыты, по большей части неудачные. Денежные затруднения Ламбера создали необходимость увольнения работавших на заводе мастеров, которые по получении расчета по паспортам выезжают на другие предприятия, [ ЦГАДА, ф. 1290, оп. 3, д. 2639, л. 22.] на заводе остаются только ученики. Вместе с компаньонами Ламбер вновь «составляет капитал», и завод продолжает работать.

Четыре года аренды Ромарино и закрытие фаянсового завода

В 1835 году Ламбер внезапно умирает, и его вдова с детьми остается без средств. Гофет, проявивший горячее участие к семье покойного, от имени князя договаривается с Ромарино и Салциманом о сдаче им в аренду завода на выгодных для них условиях. Дав согласие, со своей стороны арендаторы обязались не предъявлять претензий вдове по делу ее мужа. Все инструменты, материалы, готовые и недоработанные изделия переходили к новым содержателям завода. Последние обязаны были также выплачивать Розе Ламберт ежегодно 1500 руб. с условием, что она будет вмешиваться в дела завода, но должна жить в Архангельском. Было оговорено, что если по истечении года предприятие окажется убыточным, договор можно расторгнуть. [ЦГАДА, ф. 1290, oп. 4, д. 84, л. 146. ]

В ЦГАДА найдена та самая опись, по которой в мае 1835 года «Роза, Петрова дочь, Ламбер сдала купцу 2-ой гильдии И. Ромарино вещи, находящиеся при фаянсовом заводе в селе Архангельском». [ЦГАДА, ф. 1290, oп. 3, д. 2695, л. 161. ] Из описи следует, что предприятие было сравнительно небольшим, оно состояло из ученической и вольной точильни, машинного строения, горнового сарая, красильни, капсульной и других помещений. Оборудование включало около 20 станков и машин (в том числе печатных), прессов, капселей, различных посудных форм и прочих принадлежностей. Ассортимент изделий (судя по формам, приведенным в описи) был довольно разнообразным: изготавливалось несколько видов чайных и столовых сервизов, а также отдельные предметы.


Фаянсовые изделия из серии с восточными мотивами. Архангельское
Фаянсовые изделия из серии с восточными мотивами
Фаянс, печать.
Фаянсовый завод Н.Б.Юсупова в Архангельском
1835-1839 гг.
Марка в тесте «ROMARINO»


С переходом завода к Ромарино для работы стали привлекать и вольных мастеров. В документах архива упоминаются имена рабочих из вольных: точильщиков Семена Иванова, горновщика Ивана Матвеева, мастера Борисова и др. [ЦГАДА, ф. 1290, oп. 3, д. 2665, л. 113. ] В этот период акцент, видимо, делали на массовую продукцию с печатным декором, однако частные заказы, поступавшие на завод, продолжали принимать. Так, в 1835 году Ромарино дает согласие госпоже Корсаковой (родственнице жены В. П. Голицына С. А. Голицыной, урожденной Корсаковой) изготовить столовый сервиз, «подобный отпущенному кн. Голицыну».

По контракту фаянсовый завод был сдан в аренду Ромарино на 4 года. По истечении этого срока 5 августа 1839 г. из Московской канцелярии кн. Юсупова пришло предписание за № 346, в котором сообщалось, что содержатель Apхангельского фаянсового завода господин Ромарино объявил, что «завод долее содержать не желает». [ЦГАДА, ф. 1290, oп. 3, д. 2695, л. 64.] По определению Московской канцелярии сданные по описи Ромарино заводские принадлежности надлежало принять и донести канцелярии, какого именно числа завод будет принят и мастеровые Ромарино из Архангельского выедут. Далее из донесения Архангельской канцелярии от 16 сентября 1839 г. за № 159 мы узнаем, что в находившийся в селе фаянсовый завод «действием прекращен», мастер Борисов и другие мастера из Архангельского выехали 7 сентября. [ЦГАДА, ф. 1290, oп. 3, д. 1114, л. 36.]

Таким образом, на основании вышеприведенных архивных данных время деятельности фаянсового завода в Архангельском охватывает период в 12 лет (с 1827 г. по 7 сентября 1839 г.). В работе фарфорового и фаянсового заводов можно проследить несколько этапов:
1. 1818 - 1822 гг. Возникновение в Архангельском «живописного заведения» и живописной школы, начало росписи фарфора.
2. 1822 - 1827 гг. Приезд в Архангельское французского живописца Августа Филиппа Ламбера, опыты по производству фарфора и фаянса.
3. 1827 — 1835 гг. Постройка фафорового и фаянсового заводов и сдача их в аренду Ламберу, переключение на выпуск фаянса. Закрытие «живописного заведения».
4. 1835 — 1839 гг. Аренда фаянсового завода Ромарино, ликвидация предприятия.

Клейма Архангельского фаянсового завода

Говоря в целом о работе фаянсового завода в Архангельском, на основе исследований и хранящихся в музеях изделий этого завода, можно отметить, что это небольшое по масштабам предприятие занимало свое определенное место среди других фаянсовых заводов России первой половины XIX в. По сохранившимся отдельным предметам большого столового сервиза с орнаментом из стилизованных колокольчиков, тарелкам с печатью видно, что формы посуды были на уровне хорошего английского фаянса, качество массы также было высоким, в декорировке применялась ручная роспись, рельеф, печать и в этом смысле завод также шел в ногу со временем.

Касаясь марок Архангельского фаянсового завода, следует отметить, что они малоизвестны, их нет ни в дореволюционных, ни в современных справочниках. На предметах столового сервиза с колокольчиками, тарелках с печатным изображением герцогини Курляндской, сестры Н. Б. Юсупова, проставлена марка в тесте «LAMBERT», которую, видимо, следует отнести к 1827-1835 гг.

Марки в тесте «ROMARINO» и «АРХАНГЕЛЬСКОЕ» на одинаковых тарелках с печатным рисунком в китайском духе и тарелке с рельефной гирляндой из виноградных лоз (из частных коллекций) несомненно ставились в период 1835-1839 гг. Фаянсовых изделий с такими марками в настоящее время известно много. Иногда фаянс с марками «LAMBERT» и «ROMARINO» относят к иностранным образцам, так как не все знают, что эти предметы сделаны руками русских мастеров в селе Архангельском под Москвой.

Особое место в собрании музея занимает своеобразная группа предметов фаянса с кобальтовой росписью, насчитывающая 65 ед. хр. и включающая разнообразную посуду, декоративные предметы, скульптуру. Это как раз тот фаянс, о котором пишет Е. А. Бубнова в своей монографии. Следует отметить, что образцами моделей для многих из этих предметов, таких как вазы, подсвечники, тарелки, чайники, явно служили изделия Мейсена и Дельфта. Однако рисунок этой группы вещей не отличается большим мастерством, техника росписей в ряде случаев слабая, для декоративного оформления одновременно используются и восточный растительный орнамент, и европейские пастушеские сцены, и пейзаж.

На всех перечисленных предметах синей подглазурной краской проставлены знаки в виде соединённых А и Р, а также имеется надпись «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА», свидетельствующая об отношении к усадьбе Архангельское. Неоднородность, а порой противоречивость моделей, мотивов и техники исполнения росписей, отсутствие аналогий в других музейных собраниях, и даже надпись в русской транскрипции (АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА) пока не позволяют однозначно атрибутировать данные вещи. Поэтому коллекция изделий с кобальтовой росписью требует дальнейших научных изысканий.

Приведенные выше данные о фаянсовом заводе кн. Н. Б. Юсупова в селе Архангельском, а также недавно обнаруженные архивные материалы открывают новую интересную страницу в истории русской художественной керамики.

Наряду с росписью фарфора в селе Архангельском существовало и фаянсовое производство как раз в то время, когда керамическая промышленность России переживала период становления. Прекрасное техническое качество фаянса, прогрессивные методы декора, разнообразие форм — все это ставит изделия фаянсового завода в селе Архангельском в один ряд с продукцией известных отечественных и зарубежных заводов первой половины XIX в.


Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия». Ежегодник 1983г. Изд-во «Наука», Ленинград, 1985г.

Иллюстрации: Mikhail Bratsilo



Следующая страница: Шаляпин в роли Бориса Годунова



      • Главная   • Фарфор и стекло   • Фаянсовый завод в Архангельском  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта