Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


ФарфорШаляпин в роли Бориса Годунова
Русские стеклянные и хрустальные заводы
Фаянсовый завод в Архангельском





Шаляпин в роли Бориса Годунова

Подчас небольшой и чисто декоративный предмет способен вместить в себя целый пласт истории, культуры и искусства, соединив в одно и драму русского царя, и шедевр литературы, и гениальную музыку, и уникальное мастерство великого певца, и талант замечательного скульптора. В русском фарфоре одной из широко известных и любимых коллекционерами статуэток является композиция «Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова», созданная в 1922 году на Ленинградском фарфоровом заводе им.М.В.Ломоносова.

Фарфоровая статуэтка Шаляпин в роли Бориса Годунова
Фарфоровая статуэтка «Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова»
Скульптор Троупянский Я.А.
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение.
Ленинградский фарфоровый завод им.М.В.Ломоносова

Личность и государственные инициативы русского царя Бориса Годунова, чьё правление с 1598 по 1605 годы окончилось разорительным и губительным смутным временем, вызвала интерес в России после публикации «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. А.С.Пушкин, отчасти вдохновлённый и карамзинским творением, в ссылке в Михайловском в 1825 году создал драму «Борис Годунов», где создал трагический образ царя, базируясь на слухах об убийстве Годуновым царевича Димитрия. Оба этих произведения стали основой либретто для оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского.

Первая редакция оперы была закончена в конце 1869 года, однако её не приняли к постановке. Вторая редакция, появившаяся в 1872 году, также не получила одобрения. Премьера состоялась в 1874 году на сцене Мариинского театра, опера вызвала резкие отзывы критиков, хотя публика осталась в восторге. Революционность подхода Мусоргского к самому искусству оперы заключалась в отходе от традиций романтического и отчасти сказочного трактования сюжетов и оперной драматургии, а также к мощному и оригинальному воплощению в музыке и вокальном искусстве русских национальных черт и мелодических традиций. Опера «Борис Годунов» вышла за пределы существовавших стереотипов, став новым направлением развития музыкального, оркестрового, вокального творчества. Масштабность сценического действия, сменяющаяся напряжёнными сценами монологов персонажей, сложные и длинные хоровые партии, возможности интересных решений декораций и костюмов расширяли представления о театральномискусстве не только в аспекте оперных постановок, но и в самом общем смысле театра как такового.

Оперу «Борис Годунов» ждала не самая счастливая сценическая судьба, однако на рубеже веков постановки были предприняты и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, и в Большом театре в Москве. И там, и там партию Бориса Годунова исполнял Фёдор Шаляпин - с невероятным и сильнейшим воздействием на зрителей. Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова воплотил прежде всего драматический образ, и вокальное мастерство великого певца стало дополнением к его театральному перевоплощению. Шаляпин-Годунов производил магнетическое впечатление на зрителей, спектакли повергали в шок многих деятелей искусства, в том числе пресыщенных театралов и скептиков. Надо заметить, что Шаляпин в разных постановках «Бориса Годунова» исполнял также другие роли, но именно царь Борис стал одной из наиболее удачных и ярких ролей певца не только в опере Мусоргского, но и во всей театрально-вокальной карьере.

Энергетика оперы и драматизм представления побуждали других художников к творчеству.

А.Я.Головин. Фёдор Шаляпин в роли Бориса Годунова
А.Я.Головин. Фёдор Шаляпин в роли царя Бориса
1912 год. Масло, холст. 209*139 см
Государственный Русский музей

Молодой художник и скульптор Яков Абрамович Троупянский, окончивший Одесскую художественную школу и учившийся в Петербургской академии художеств, неоднократно бывал на постановках с участием Шаляпина и, вероятно, был лично знаком с певцом. В воспоминаниях скульптора остались заметки о восхищении Шаляпиным И.Е.Репина, и это восхищение было присуще самому студенту, став творческим импульсом, который был реализован впоследствии.

Революция и гражданская война стали водоразделом судеб, затронувшим абсолютно всех. В 1922 году Фёдор Шаляпин отправился на гастроли за границу, из которых на родину уже не вернулся. Однако в момент своего отъезда Шаляпин был очень популярен, став культовой личностью в театральном и музыкальном мире. В этом же году Я.А.Троупянский, работавший заведующим бронзолитейной мастерской, выполнил для Петроградского государственного фарфорового завода модель, представлявшую Шаляпина в его лучшей роли. Первый выпуск статуэток состоялся в 1924 году.

Впоследствии ыпуск статуэток осуществлялся серийно, в разные годы, в источниках упоминаются 1930-е и 1950-е. Роспись скульптур производилась вручную, существуют различные варианты цветов и рисунков росписи. Авторские решения росписи, в частности, варианты Варвары Рукавишниковой, обычно подписаны на подножье статуэтки. Представленный на фото вариант росписи является типовым.

Фарфоровая статуэтка Шаляпин в роли Бориса Годунова

Фарфоровая статуэтка Шаляпин в роли Бориса Годунова

Фарфоровая статуэтка Шаляпин в роли Бориса Годунова

Фарфоровая статуэтка Шаляпин в роли Бориса Годунова

Фарфоровая статуэтка Шаляпин в роли Бориса Годунова

Особенность скульптуры Троупянского - в монументальности, переданной средствами малой пластики. Фигура Шаляпина-Грозного величава и торжественна, неся в себе и заряд трагедийности, связанный с сюжетом роли. Спокойная и уверенная фигура, сложенные в простом жесте руки формируют впечатление большой скульптуры, а портрет певца и персонажа, исполненный драматически, передаёт напряжённость и колоритность роли, а также воспевает талант великого певца.

Статуэтка Шаляпина в роли Годунова часто становится частью коллекций, и её можно увидеть в окружении сонма других фарфоровых предметов. Подчас это собачки или милые маленькие девочки, а иногда и другие фигуры в рост, заслоняющие и стирающие эффектную монументальность творения Троупянского. Но Шаляпину-Годунову требуется открытое пространство, воздух и возможность гордого и мятущегося поворота головы.


Н.Самсонова, 2014, специально для oldchest.ru

Источники:
Новое о Репине. Троупянский Я. А. Воспоминания о И. Е. Репине. Л., 1969



Следующая страница: Русские стеклянные и хрустальные заводы



      • Главная   • Фарфор и стекло   • Шаляпин в роли Бориса Годунова  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта