МеталлЦельнокованые железные светцы Серебряная чернь и скань Дар Валдая Искусство Кабарды
| Художественные и декоративно-прикладные изделия из металла
Цельнокованые железные светцы Художественный облик светцов уподоблен ''растению со стройным стеблем-стержнем и разветвляющимися побегами-завитками''. В работе над ними мастера поступают так, как подсказывает сам материал, который куется, то есть уплотняется, сращивается, вытягивается, скручивается, гнется. Создавая бытовую вещь, мастер помнит, что она должна не только быть удобной в употреблении, но и украшать жилище. Конструкция светцов обнажена, предельно выявлена и помогает проследить способ и последовательность работы над ними.
Серебряная чернь и скань Во второй половине XVIII - XIX веке изделия из серебра выпускались в исторически сложившихся центрах обработки металла, таких как город Великий Устюг, село Красное на Волге, село Павлово на Оке, уральские мануфактуры Демидовых и Осокиных. В советское время традиции народных промыслов поддерживались работами известных художников ювелирных заводов ''Северная чернь'' и ''Красносельский ювелир''.
Дар Валдая О возникновении колокололитейного промысла Валдая складывали многочисленные легенды. Одна из них, яркая и поэтичная, оказалась наиболее живучей. В передаче поэта К. К. Случевского в 1886 году она была такой: «Толкуют, будто бы царь Иван, сняв в Новгороде Вечевой колокол, велел везти его в Москву. Государева рать дошла до Валдая и тяжесть ли колокола, трудность ли пути или просто желание царево, но колокол был разбит. Ушло царское войско, а осколки колокола остались лежать. И их подобрали валдайцы и стали лить свои колокольчики и льют до сих пор». Другой вариант этой легенды имел иную концовку — куски разбитого колокола волей небес превратились в звонкие валдайские колокольчики.
Искусство Кабарды У подножия Эльбруса, там, где берут свое начало бурные реки Малка и Баксан, рядом с братским балкарским народом, живет и трудится древний народ кабардинцы. Природа Кавказа щедро одарила этот край. Покрытые снегом заоблачные вершины, цветущие альпийские луга, ниже — дремучие леса, долины, тонущие в садах... С давних времен кабардинцы занимались земледелием и скотоводством. Тучные стада и колосящиеся нивы — вот о чем была их первая дума. Но не меньшее место в жизни народа занимало богатство духовное: устная поэзия, музыкальное творчество, изобразительный фольклор. Особую роль в развитии кабардинской культуры сыграло декоративно-прикладное искусство, уходящее корнями в седую старину.
Ещё о красоте металла на нашем сайте
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андея Рублёва. Складень-кузов является безусловным шедевром декоративно-прикладного искусства, относящимся к эпохе правления Бориса Годунова. Подбор сюжетов связывает складень с личностью Дмитрия Ивановича Годунова - наиболее вероятного заказчика реликвии. Дмитрий Иванович обладал утончённым вкусом, ценил высокохудожественные вещи, интересовался техниками обработки металлов и, несомненно, обладал тем статусом и достатком, которые были необходимы для такого заказа. Из всего комплекса предметов складень выделяется сложностью техники и совершенством исполнения, что позволяет отнести его к изделиям мастерских Московского Кремля.
Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь Предметы повседневного обихода редко попадают в число тех артефактов, которые выискивает опытный взгляд искусствоведа или антиквара в старом хламе брошенного дома или на провинциальном блошином рынке. В большинстве случаев изящные и изысканные бытийные предметы уничтоаются или теряются в мусорной бездне. Предметы из металла подвергаются ещё и риску стать вторичным сырьём для переплавки. Между тем прикладное искусство в сфере художественной обработки металлов позволяет судить не только об уровне эстетического развития тех или иных промыслов, но и оценивать технологический потенциал кузниц и ремесленных мастерских.
|