Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика





Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых.

Музей имени Андрея Рублёва. Заметки и фантазии с выставки

В вечернем небе проявляются звёзды, но из маленького окошка монастырской кельи их почти не видно. Вспыхивает огонёк свечи, золотыми и серебряными бликами высветляя ровные ряды апостолов и святых. Тихий скрип створок - и из глубины ковчега появляется лик Богородицы. Вокруг мерцают картинки праздников, строгий и страдающий взгляд покровительницы смотрит прямо в душу, и прекрасная царевна смущается, сбивается в своей горячей молитве. Она знатна и богата, она умна, она ждёт встречи с суженым герцогом...
О чём молиться? В чём раскаиваться? Чего просить и желать перед скорым замужеством?
Тонкие линии рисунков на створках ковчега рассказывают истории древних из великой книги. Зачатие, благовещение, рождение. И снова зачатие, и снова рождение, и благочестивое воспитание. Наступил новый век, и новая династия ждёт нового наследника...
А на солнце мало пятен, и в небесах собираются морозные ветры.


Подарок музею

В 2008 году Марфа Андреевна Покровская, вдова коллекционера Глеба Александровича Покровского, передала в дар музею Рублёва часть икон и предметов декоративно-прикладного искусства, собранных их семьёй на протяжении нескольких десятилетий. В числе переданных реликвий нахожился серебряный складень-кузов с вложенной иконой Владимирской Богоматери в окладе из скани и с различными привесами. В 2017 году А.И.Ларионовым была проведена реставрация уникального артефакта. Выявление особенностей подбора сюжетов позволило отнести изготовление складня к рубежу XVI-XVII веков и установить, что его заказчик относился к кругу первых приближённых царя Бориса Годунова.

В феврале 2018 музей Рублёва представил складень на специальной выставке, где подробно рассказывалось о всех сюжетах и образах гравировки. Увы, но строгий научный подход оставляет мало места для досужих размышлений об истории предмета, его перемещениях, его значении для известных исторических лиц. А в случае со складнем удержаться от домыслов просто невозможно.

Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Музей Рублёва
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми.
Музей Рублёва

Комплекс предметов

 •  Складень-кузов с иконами праздничных сюжетов на внутренних створках и образами святых на внешних створках. Рубеж XVI-XVII веков. Мастерские Московского Кремля. Серебро, гравировка, золочение.
В открытом виде - 31,6 х 48,8 х 6,4 см. В закрытом виде - 31,6 х 24,5 х 7 см. Вес - 2 кг 141 грамма.
Волнение и благоговение музейщиков связано именно со складнем. Остальные предметы, хотя и представляют определённый интерес, являются всё же куда более рядовыми.
 •  Икона Владимирской богоматери. Первая треть XVII века. Дерево, левкас, темпера. 27,2 х 22,8 см. Антикварная реставрация. Предположительно икона заменила образ такой же иконографии.
 •  Оклад в технике скани с цветной эмалью с жемчужным низанием. Конец XIX - начало XX века. Серебро, золото, нейзильбер, скань, эмаль, ткань, жемчуг.
 •  Венец с гравировкой. Конец XVII века. Серебро, бюрюза, жемчуг, цветное стекло.
 •  Привесы:
   ·  Цата с гравировкой. XVII-XVIII век. Золото, гравировка.
   ·  Пуговица. XVII век. Золото, перламутр.
   ·  Серьги с жемчужными гроздьями. Первая треть XVIII века. Золото, жемчуг.

В искусствоведческом рассмотрении икона, оклад, складень, украшения на иконе являются разными по стилю и времени создания, плохо сочетающимися друг с другом предметами. Тонкая прорисовка и графичность ликов на складне противоречат ярким эмалевым краскам в обрамлении скани. Уровень исполнения накладного венца заметно уступает высочайшему уровню изготовления складня. Изысканные золотые привесы сбивают восприятие тёмного лика. Разнородность предметов очевидна, и всё же в этом смешении, в этом сочетании разных художественных техник есть зримая подлинность, житейская реальность всей композиции. И эта реальность подталкивает к фантазиям вне доказательного контекста.

Серебряный складень-кузов

Складень-кузов является безусловным шедевром декоративно-прикладного искусства, относящимся к эпохе правления Бориса Годунова. Совокупность особенностей связывает складень с личностью Дмитрия Ивановича Годунова - наиболее вероятного заказчика реликвии. Дмитрий Иванович обладал утончённым вкусом, ценил высокохудожественные вещи, интересовался техниками обработки металлов и, несомненно, обладал тем статусом и достатком, которые были необходимы для такого заказа. Из всего комплекса предметов складень выделяется сложностью техники и совершенством исполнения, что позволяет отнести его к изделиям мастерских Московского Кремля.

Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Музей Рублёва
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми c закрытыми створками.

Складень-кузов - предмет, предназначенный для перевозки икон и организации молитвенного уголка в путешествиях. Складни были распространены на всей территории России, так как часть населения постоянно путешествовала на далёкие расстояния. Самым ходовым материалом для изготовления складней являлась, естественно, древесина. Создавались как массивные складни, представляющие собой перевозные иконостасы, так и сравнительно небольшие, предназначенные для личного использования. Большое количество мини-складней известно и в мелкой пластике, их носили вместе с нательными крестами или вместо них. Однако складень из серебра значительных размеров - явная редкость, доступная лишь самой-самой верхушке социальной пирамиды, то есть царю и его окружению.

Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Музей Рублёва
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Вид сбоку

Разумно предположить, что массивный серебрянный складень, который ввиду веса и размера никак нельзя счесть лёгкой походной вещицей, создавался для долгой поездки, и эта поездка не была пешей или конной, складень планировалось везти в одной из повозок обоза. Для быстрой перестановки складня предусмотрено кольцо вверху собственно коробки. По бокам складня выполнены скобы, через которые пропускались верёвки или, возможно, прочные плетёные или текстильные ленты - с их помощью можно было сделать ручки разной длины, в том числе для ношения через плечо. На фоне изысканности гравировки подобные технические детали могут показаться незначительными, но они указывают на внимание мастеров к функциональности предмета. Художественной составляющей придавалось большое значение, но и практические нюансы не были забыты.

Интересно отметить, что складень желательно рассматривать воочию. Фотографии не могут передать сочетания серебряных и золотых поверхностей, игру света на створках и тонкость рисунков, обретающих в металле глубину и рельефность. И даже видео скрадывает часть особенностей предмета (особенно при съёмках через витрину). Несомненно, древние мастера понимали, что воздействие художественных образов зависит не только от собственно качества прорисовки. В колеблющемся свете свечей изображения складня «оживали», золотые и серебряные блики придавали изображениям динамику и энергичность.

Изображения праздников и святых на створках складня

Подробная информация о сюжетах изображений на складне представлена в специально выпущенном каталоге. Интересны следующие моменты:

На внешних створках размещены образы избранных святых. Каждая створка содержит пять рядов по 6 фигур, за исключением одной позиции в нижнем ряду правой створки - там вместо двух фигур размешена группа благоверного князя Фёдора Ярославского с детьми Давидом и Константином. Первый ряд сверху занимают 12 апостолов, и все остальные святые расположены строго по порядку чинопочитания. Примечательно, что из 56 святых 35 являются русскими святыми, причём многие из них были канонизированы незадолго до создания складня. Ориентация на русских святых подчёркивает стремление заказчика (а, возможно, и художников, и мастеров) к возвышению русского православия, демонстрации значимости и влиятельности русского христианства, а вместе с тем и русской государственности.

В навершии внешних створок размещены два сюжета - «Зачатие Богородицы» и «Рождество Богородицы». Традиционно эти сюжеты связываются с темой материнства, рождения детей, плодовитости и здоровья женщины.

Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Музей Рублёва
«Зачатие Иоанна Предтечи (Благовещение пророку Захарии)» и «Рождество святого Иоанна Предтечи»

На внутренних створках складня размещены обычные сюжеты праздников. Интересно отметить два относительно редких сюжета в нижнем ряду - «Зачатие Иоанна Предтечи (Благовещение пророку Захарии)» и «Рождество святого Иоанна Предтечи». Тема зачатия и рождения повторяется, что вряд ли случайно.

В навершии внутренних створок - сюжеты, связанные с Богородицей: «Введение Богородицы во Храм» и «Благовещение Пресвятой Богородицы». Это опять же два женских сюжета, посвящённых беременности и детству. Причём в православной традиции Богородицу в Храме встретил пророк Захария, считающийся отцом Иоанна Предтечи. В выборе сюжетов для складня присутствует настойчивая, чтобы не сказать навязчивая, акцентация темы продожения рода, рождения и взросления детей.

Владимирская икона Божией Матери

Образ, сохранившийся в складне, относится к XVII веку. Традиционно иконы заменяются образами аналогичной иконографии, поэтому предполагается, что и изначальной иконой в складне являлась Владимирская икона Божией Матери.

Владимирская Богоматерь - самая древняя икона русского христианства. Привезённый из Константинополя в XII веке образ издревле почитается как чудотворный; существует огромное количество списков и изрядное количество интерпретаций образа. Владимирская - покровительница русского народа, защитница всей земли русской и даже хранительница русской державности. Вместе с тем, в самой иконографии образа по типу Елеуса (Умиление) передано особое состояние материнской любви, тесной связи матери и ребёнка. Владимирской Богоматери молятся о счастливом браке без раздоров, о благополучном рождении детей, о здоровье матери и малышей. Государство и дети - обе темы были, безусловно, важны для Годуновых, что, возможно, и определило выбор именно этой иконы.

Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери

(Но в скобках оставим место для скептических сомнений. К рубежу XVI-XVII века уже обретённая Казанская почиталась только местно, почитание Феодоровской развилось лишь с воцарением Романовых, «Утоли моя печали» ещё не была найдена, а «Всех скорбящих радость» была прославлена только в 1688 году. Выбор образов у Годуновых был не так уж многовариантен.)

В рассмотрении складня как предмета из семьи Годуновых интересно отметить, что в 1572 году список Владимирской иконы Божией Матери был подарен Малютой Скуратовым Иосифо-Волоцкому монастырю. В 1593 году царь Фёдор Иоаннович установил общерусское почитание Иосифа Волоцкого, основателя монастыря, в составленное житие Иосифа вошло описание чудесных явлений, связанных с иконой. Список получил своё собственное название Владимирской-Волоколамской Богоматери, и к рубежу XVI-XVII веков он уже был известен как чудотворный.

Если дать волю фантазии, то икона для Иосифо-Волоцкого монастыря могла быть не единственным списком, заказанным Скуратовым. И наряду с иконой для вклада в обитель мог существовать список небольшого формата, перешедший или подаренный дочери Скуратова - будущей царице Марии Годуновой. Складень мог создаваться для этой конкретной иконы, которая почиталась в царской семье и как собственно икона Владимирской Богоматери, и как память об отце и деде.

Годуновы

Дмитрий Иванович Годунов (ум. 1606) - дядя Бориса Годунова, находился на царской службе при Иване Грозном, Фёдоре Иоанновиче, Борисе Годунове. Дмитрий начал царскую службу в 1563 году. Постельничий царя Ивана Грозного сделал уверенную карьеру, со временем получив боярский сан и став наместником в Великом Новогороде. Царедворец пристроил на службу своего племянника Бориса Годунова, а затем женил его на дочери Малюты Скуратова (Григория Бельского). Родную сестру Ирину Дмитрий выдал за Фёдора Иоанновича, последнего царя из династии Рюриковичей. Возвышение посредством этого брака поспособствовало и получению царского престола Борисом. В царствование Бориса Годунова Дмитрий находился на особом положении доверенного лица государя. Сведений о личной жизни самого Дмитрия мало, но он активно занимался делами племянника, его семьи и его детей.

Представители царской династии Годуновых:
 •  Борис Фёдорович Годунов (1552-1605) - в 1589-1598 году фактический правитель русского государства, в 1598-1605 году русский царь.
 •  Ирина Фёдоровна Годунова (1557-1603) - сестра Бориса Годунова, жена Фёдора I Иоанновича, в постриге инокиня Александра
 •  Мария Григорьевна Скуратова-Бельская (около 1552-1605) - жена Бориса Годунова, дочь Малюты Скуратова
 •  Фёдор Борисович Годунов (1589 - 1605) - сын Бориса Годунова, русский царь в 1605 году.
 •  Ксения Борисовна Годунова (1582 - 1622) - дочь Бориса Годунова, в постриге инокиня Ольга.

Отнести серебрянный складень к кругу вещей царской семьи позволяет выбор святых, соименитых семье и являющихся покровителями её представителей. На складне, в частности, изображены:
 •  Святые князья-страстотерпецы Борис и Глеб
 •  Равноапостольная святая Мария Магдалина
 •  Великомученик Феодор Стратилат
 •  Святитель Феодот Киренейский
 •  Преподобная Ксения Миласская
Все эти образы расположены рядом, в третьем сверху ряду.

Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Ряд святых, соименитых семье Годуновых
Ряд святых, соименитых семье Годуновых

В музее Троице-Сергиевой лавры хранится покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором вышито изображение Пресвятой Троицы. Покровец был изготовлен в царских рукодельных мастерских, по всей видимости, при непосредственном участии Ксении Годуновой. По монастырским описям покровец является вкладом Бориса Годунова от дочери Ксении по случаю сватовства. Вклад датируется 1601 годом. Центром всей композиции вышивки является изображение Троицы, а вот по периметру размещены святые: Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Феодот Анкирский, Сергий Радонежский, Мария Магдалина и преподобная Ксения. Совпадения со складнем очевидны и прямо указывают на круг Годуновых как наиболее вероятных заказчиков складня.

На складне нет святых покровителей царицы Ирины, это косвенное свидетельство того, что в момент изготовления складня она уже не играла роли в окружении царя. Ирина постриглась в монастырь в 1598 году, после смерти супруга. Таким образом, временные рамки изготовления предмета сужаются до периода 1598 - 1605 года.

Кому могли адресоваться пожелания зачатия и рождения ребёнка, выраженные в сюжетах складня? Самый простой ответ - царевне Ксении. В момент венчания на царство отца ей было 16 лет. Её брат Фёдор, наследник престола, был младше на семь лет, и хотя переговоры о его женитьбе тоже велись, прочность династии обеспечили бы дети Ксении. Поиск мужа для царевны на выданье был головной болью и для семьи, и для части царедворцев. Женихи приезжали, но или не соглашались на смену веры, или демонстрировали порочность нравов. К 1602 году дело вроде бы сладилось. Датский герцог Иоганн Шлезвиг-Гольштейнский согласился на все условия, понравился и царевне, и её придирчивым родителям. Началась подготовка к свадьбе.

Перед свадьбой Ксения Годунова поехала в Троице-Сергиеву лавру на богомолье.
Уж не для этого ли путешествия Дмитрий подарил внучатой племяннице драгоценный складень для особенной иконы Владимирской Богоматери?
С надеждой на удачное замужество и продолжение династии?

Разумеется, это художественно-литературное предположение, для которого нет никаких обоснований. Но как не представить себе царевну в мечтах о любви? Шепчущую слова молитвы, любующуюся игрой света на створках складня, проводящую чуткими пальцами рукодельницы по едва ощутимым линиям гравировки? Из множества вероятностей эта представляется вполне реалистичной и в меру авантюрной.

Увы, счастливые мечты не сбылись. Жених Ксении внезапно скончался, и его смерть частенько рассматривается как предвестье, знак грядущих бед. Любители теорий заговоров видят в смерти жениха происки партии врагов Годуновых. Возможно, они правы. Но ключевым фактором несчастий Годуновых стал холод, накрывший и часть Европы, и всю центральную часть России в самом начале XVII века. Череда неурожайных лет привела к массовому недовольству, миграциям, переходу части крестьян к грабежам и разбою. В царских мастерских шла работа над драгоценным складнем, вершиной художественного и прикладного искусства эпохи, а на просторах страны вызревала агрессия голода и нищеты - Смута.

Где был складень в роковом 1605 году? Быть может, он спокойно хранился в Троице-Сергиевой лавре? Или Дмитрий увёз его в ссылку в Ипатьевский монастырь? А вдруг Ксении удалось сохранить его в числе личных вещей? Что, если драгоценная реликвия оказалась в руках приспешников Лжедмитрия?..
Тут уже и условно вероятных ответов нет. Можно только увлекаться фантазиями.

Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Золотая пуговица
Золотая пуговица с жемчугом - привес-подношение иконе Владимирской Божьей матери

В утреннем небе гаснут звёзды, за огромным окном дворца просыпаются птицы и начинают свою весёлую перекличку. Меркнут золотые блики на лицах апостолов и святых. Молитва закончена. Тихо скрипят створки - и ковчег скрывает печальный лик Богородицы. Прекрасная девушка улыбается и скользит мечтательным взглядом по тонким линиям рисунка на ковчеге. Зачатие, рождение, династия. Царевна знатна, богата, умна, она ждёт встречи с суженым принцем...
Погода хорошая. Время мирное. И всё загаданное сбудется.


Благодарю за комментарии и объяснения:
 •  куратора выставки Надежду Викторовну Герасименко,
 •  представителя пресс-службы музея Ирину Николаевну Устюгову.

Татьяна Селянинова, 2018


Литература:
 •  Реликвия рода Годуновых. Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. 2018

Cайт музея: www.rublev-museum.ru


Видео музея:






Следующая страница: Народное искусство в Русском музее



      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2018.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта