Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Иконы Сундуки Фарфор, стекло Дерево Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Металл Монеты Марки Разное Коллекции           Выставки Музеи  


Разные коллекцииДеревенская находка: странная ваза
Фильмоскоп Ф-49
Геральдика - изучение гербов
Фалеристика - коллекционирование орденов, медалей, значков
Сфрагистика - изучение печатей
Бонистика - коллекционирование бумажных денег и документов
Филумения - коллекционирование спичечных этикеток
Коллекционеры. Серьёзные и смешные увлечения


Деревенская находка: странная ваза

Дано: Дальнее Подмосковье, деревенский дом, запас артефактов прошлого на все случаи жизни.
Часть артефактов представляет собой коллекционный интерес, а их аккуратная упаковка и бережное хранение доказывает, что хозяева понимали ценность своих семейных реликвий. Но среди реликвий обнаружен предмет, атрибуция которого вызвала разные мнения коллекционеров винтажа.

Заготовка вазы МШЗ 1950-е годы


Заготовка вазы МШЗ 1950-е годы


Заготовка вазы МШЗ 1950-е годы


Высота - 27 см, диаметр верхней части по кромке - 11 см.
Обший вес изделия - около 1 кг (прикидка взвешиванием в руке).
Материалы - стекло, алюминий, железный болт.
Верхний стакан цельный. Нижняя часть ножки снимается.
На донышке вдавленное клеймо прямоугольной формы - ДЗ, ЦЗ или 13, возможны и другие варианты.
Стеклянный плафон гладкий, ровной текстуры без включений, симметричный - промышленного производства.
Верхний стакан и нижная основа симметричные - промышленного производства.
Декор металлических частей грубый, неаккуратный, можно предположить работу дилетанта или любителя.


Наиболее вероятна версия изготовления в 1950-х гг. Стакан и стеклянная часть промышленного производства, однако нанесённый на металлические части декор грубоват по дизайну и качеству работы. Заготовка была сделана на каком-либо техническом предприятии или в заводских мастерских, но примитивна с точки зрения эстетики.
Клеймо могло изначально принадлежать детали донышка, и к готовому предмету не иметь отношения. И всё же наиболее понятная расшифровка - "цех №3", что могло относиться к любому третьему цеху на территории страны.
Стекло - готовый плафон или стеклянная часть какого-либо оборудования, приспособленная для использования в сосуде.
Не исключена вероятность, что предмет - лишь заготовка, оказавшаяся по случаю в деревенском запасе, а мы ведь понимаем, что там могло оказаться всё, что угодно.

Версия первая и неверная: урна для праха

Вопросы урны подробно разобран здесь: Можно ли найти в старом доме урну с прахом?


Версия вторая и неверная: церковная утварь

В среде ещё советских коллекционеров и людей, выросших под лозунгом «религия - опиум для народа» любую непонятную вещицу иногда пытаются притянуть к предметам культа. Обычно это результат банального невежества в сочетании с лёгким любопытством, которое не требует утоления в книгах и вопросах к знатокам. О чём не знаем - то и просится.

В действительности, все виды церковных принадлежностей хорошо известны, и достаточно зайти в любой православный интернет-магазин, чтобы увидеть возможные предметы, используемые в службах и не только. Представленный предмет не подходит ни под один из таких сосудов, а его визуальная небрежность свидетельствует, скорее, о куда более утилитарном назначении.


Версия третья, правдоподобная: спортивный кубок

Спортивные кубки часто повторяют формы сосудов, известных ещё с античности. И обсуждаемый предмет вполне мог бы стать наградой для победителя личных или командных соревнований. Всевозможные кубки для победителей стали очень популярны c конца 1930-х годов, однако более распространённой формой кубков являлись расширяющиеся кверху сосуды и кубки в виде чаши на ножке. И стекло - нехарактерный материал для спортивного кубка в связи с хрупкостью и возникающими сложностями транспортировки и хранения. Но можно предположить, что стекло разрисовывалось, а сам кубок дополнительно устанавливался на тяжёлую каменную подставку.

Похожие, но часто целиком из аллюминия кубки обычно предназначались для местных, межзаводских или даже дворовых соревнований по футболу или волейболу, которые были очень популярны послевоенное время. Простота кубка указывает на скромный формат соревнований, но чрезвычайную увлечённость их участников. Зачастую спортсмены сами шили себе форму, сами выравнивали и готовили спортивные площадки, сами организовывали матчи.

Мне доводилось встречать разные варианты самодельных кубков: вынесенную с завода гильзу от снаряда, покрашенную серебрянной краской; деревянный точёный кубок, причудливо расписанный по вкусу любителя спортивных состязаний; круглую деталь от засекреченного спутника, водружённую на кусок гранита. К сожалению, таких артефактов сохранилось очень мало, они недолговечны, обычно о них не остаётся информации, да и наследники выбрасывают их в первую очередь.
Период самодельных кубков, когда проще было изготовить, а не купить, сравнительно мал. Это 1950-е и начало 1960-х, когда военные беды уже подзабылись, а до роскоши социум ещё не добрался.

Однако обнаруженная вещица - не самодельный кубок, да и к спорту некоторые из таких ваз, возможно, имели отношение, но уже в результате покупки готового конверсионного изделия.

Версия последняя и правильная: ваза, просто ваза

Реальность проста и в очередной раз подсказывает: не надо ждать чудес там, где их нет. Как и в поиске сокровищ незачем обольщаться, что простая деревенская вещица окажется вдруг чем-то экстраординарным. Нет, у каждого антиквара есть своя история о найденной Трое и расшифрованных иероглифах, однако это не тот случай.

Итак. Перед нами ваза второй половины 1950-х годов. Наиболее вероятным производителем вазы является завод Мосштамп. Основанное в 1930-е предприятие выпускало наградные знаки и военную атрибутику, а в годы войны было перепрофилировано на выпуск гранат и различных деталей. Вполне вероятно, что со снижением потребности в гранатах производство было переведено на выпуск мирных ваз. Версия о производстве ваз на Климовском штамповочном (патронном) заводе менее реалистична, так как Климовский завод не менял профиля деятельностии и был загружен вплоть до 1990-х.

Изучение аналогов найденной деревенской загадки показывает, что стеклянный плафон вазы расписывался изнутри, создавая отдалённую похожесть на рисунок природного камня. Или становился цветным пятном без каких-либо аналогий.

Беглый поиск по сайтам частных продаж обнаруживает десятки аналогичных ваз в самом разном цветовом исполнении. Цены впечатляют разбросом - от 300 до 3000 рублей (по состоянию на 2019 год), но некоторая залежалость подсказывает, что спроса на них нет. Собственно, этому можно и не удивляться - художественные достоинства вазы сомнительны, её можно хранить только как память о бабушке или пережитых счастливых временах. Возможно, некоторые из артефактов займут своё место в музеях советского быта, но это ещё дожить надо.

Вот несколько изображений, выбранных из интернета:

Советская ваза из 1950-х, алюминий, стекло Советская ваза из 1950-х, алюминий, стекло


Советская ваза из 1950-х, алюминий, стекло Советская ваза из 1950-х, алюминий, стекло


Советская ваза из 1950-х, алюминий, стекло Советская ваза из 1950-х, алюминий, стекло


Ростислав Нифанин




Следующая страница: Фильмоскоп Ф-49



      • Главная   • Разные коллекции и находки   • Деревенская находка: странная ваза  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Иконы   Сундуки   Фарфор   Дерево   Росписи   Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Металл  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2020.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта