Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РазноеГеральдика - изучение гербов
Фалеристика - коллекционирование орденов, медалей, значков
Сфрагистика - изучение печатей
Бонистика - коллекционирование бумажных денег и документов
Филумения - коллекционирование спичечных этикеток
Коллекционеры. Серьёзные и смешные увлечения





Геральдика - изучение гербов

Геральдикой называется историческая дисциплина, изучающая гербы, а также коллекционирование предметов и вещей, на которых нанесено изображение герба. Если вы собираете стаканчики, чайные чашки или дае магнитики на холодильник, на которых изображены гербы — вы вполне можете называться коллекционером-геральдистом.

Геральдика является смежной с нумизматикой и сфрагистикой областью знаний. Один и тот же герб может находиться и на монете, и на флаге, и на печати. Одни собирают гербы России, ее городов и селений, кто-то увлечен царскими гербами, княжескими родовыми знаками Древней Руси, иные выискивают гербы и родовые знаки дворян.

Происходит слово герб от латинского «герба», что означает трава, растение. И действительно первоначально во многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов, ветвей. По другой распространённой версии слово герб произошло от латинского «геральдус», то есть глашатай, тот, кто громко объявляет какую-либо информацию.

Первые гербы в Европе появляются в промежутке между 1170 — 1190 годами, между вторым и третьим крестовыми походами, когда многие рыцари Западной Европы двинулись в походы на Восток, для освобождения гроба Господня. Чаще всего герб изображался на щите или плаще рыцаря. Когда на поле брани рыцари закованы в латы, очень трудно отличить своих от чужих, для этого и служили гербы. А также на средневековых рыцарских турнирах, для того чтобы узнать, кто скрывается под доспехами, на щите обязательно изображался «провозглашающий знак» — герб. Распорядители рыцарских турниров — герольды — следили за правильностью составления гербов и громко рассказывали, «объявляли» перед началом турнира о составе герба. Герольду непросто было описать герб, на котором могли быть расположены различные стилизованные птицы, рыбы, животные, змеи, растения, а также зооморфные существа.

Так как гербы помещались на щитах, условное изображение щита стало со временем частью герба. Центральный щит в гербовой фигуре могли окружать шлем, корона, щитодержатели и девизы. Постепенно были выработаны определённые правила и законы гербовых изображений. Наличие щита, а также определённых цветов, металлов, мехов стало регламентироваться. Правила стали распространяться не только на рыцарей, но и на городские гербы, которые начали появляться в Европе. На городских гербах часто изображались башни, стены, городские ворота.
И если первые века существования гербов они могли быть выбраны ностиелем достаточно произвольно, со временем гербы стали постоянными для какой-либо семьи, организации или какого-либо города.

Из металлов в геральдике употребляются чаще всего золото, серебро и очень редко железо. А из красок: червлень — красный цвет, лазурь — голубой или синий цвет, пурпур — фиолетовый, лиловый, зелень — зеленый цвет, и гораздо реже черный. При раскраске гербов существует правило, которое не допускает накладывать металл на металл и краску на краску, Вот почему фигуры, покрытые металлом, изображаются только на цветном фоне, а все цветные фигуры — поверх металла. Исключения могут быть лишь в мелких деталях — глазах зверей, копытах, клювах птиц и т. д. Меха употребляются для покрытия щитов и различных фигур.

Существуют условные обозначения расцветки гербовых щитов. Вертикальные полосы — красный цвет, полосы по диагонали — золотой или желтый, горизонтальные полосы — цвет синий. Белый цвет — полосы отсутствуют, черный — вертикальные и горизонтальные полосы.

В XVI — XVII веках в Западной Европе возникла «гербовая лихорадка»: более или менее знатные люди, города, поселения, крепости и даже целые регионы — все хотели иметь свой герб. Гербы были очень пышными, помпезной формы, с многочисленными атрибутами и деталями.

В России первый гербовник, который иначе еще назывался Титулярник, появился в 1672 году при царе Алексее Михайловиче. В этом Титулярнике были помещены рисунки 33 эмблем земель, княжеств и царств, названия которых входили в царский титул. Правда, по своей форме первые российские гербы совершенно не соответствовали канонам геральдики, но создатели Титулярника все же считали свои эмблемы гербами.

В ХVIII веке в России утвердилась мода на личные печати с гербами, уже составленными по правилам геральдики, в 1722 году Петр I создает Герольдмейстерскую контору, руководить которой назначил итальянского графа Франциска Санти, который изучал в Париже историю. Под руководством Санти Геральдическая контора доводила российские эмблемы до геральдического состояния общепринятого образца. Для составления городских гербов Санти узнавал, рассылая специальные анкеты, что в городе или его окрестностях находится примечательного и чем город знаменит.

Так, на гербе города оружейников Тулы, изображены два золотых молотка и клинок. Кто увидит герб Тулы, сразу поймет, что жители Тулы — большие мастера изготавливать оружие. А для Петербурга был составлен такой герб: «В красном поле два серебряных якоря, положенных крестом, и на них золотой скипетр». Красное поле на щите означало, что в этом месте происходило кровопролитное сражение, а два поразному нарисованных якоря говорили о том, что город является морским и речным портом. Золотой скипетр означал, что Петербург — столица России.

Герб Санкт-Петербурга
Герб Санкт-Петербурга

Для изображения российских гербовых эмблем была принята форма щита с небольшим заострением на нижней стороне. Поле щита иногда делится на части вертикальной линией, такое деление называется рассечением, а деление горизонтальной линией-пересечением. Почетным местом на разделенном щите является его «голова» или верхняя часть щита, а затем правая сторона. Также «почетной» является середина щита или его «сердце». В «сердце» может быть помещен маленький щиток с собственной гербовой фигурой.

В геральдике принято считать правой стороной герба и щита ту часть, которая находится справа от рыцаря или воина, держащего щит перед собой левой рукой. Правило изображения фигур на гербовом щите — живые существа, всадник или зверь, должны быть повернуты к правой стороне. Такое правило возникло из-за того чтобы живые существа на щите, висящем на левом боку рыцаря, не казались бы убегающими от противника.

Герб Казани
Герб Казани

В эмблемах и гербах России довольно часто используются разные фантастические существа: дракон, иногда он изображается с верблюжьей головой или с оленьими рогами, часто с крыльями летучей мыши и тремя головами. Это символ нечистоты, коварства и злобы. Крылатый змей очень похож на дракона, но с львиными задними лапами. Василиск — чудовище наподобие дракона с головой петуха, змеиным хвостом и крыльями летучей мыши.

На гербе города Кашира изображен «черный с червлеными крыльями и увенчанный златым венцом дракон, представляющий герб Казанский...» А в гербе города Казани по легенде крылатый змей появился следующим образом: «Казань была построена на месте, где находилось множество змей. Татарский колдун зажег костер и сотворил заклинания. Змеи погибли, а змеиный царь Зилант улетел на гору Джилантау, что в переводе значит Змеиная гора».

Герб Нижнего Новгорода
Герб Нижнего Новгорода

Более привлекательные живые существа в гербах — это медведь, лев, журавль-символ благоразумия и бдительности. Олень, павлин, рыба, гусь, козел, куница, лошадь... У Нижнего Новгорода в гербе «в белом поле (на серебряном щите) красный олень: рога и копыта черные».

Герб Костромы
Герб Костромы

Городу Костроме герб пожаловала сама императрица Екатерина Вторая. Путешествуя по Волге, Екатерина остановилась в Костроме, где ее ожидал пышный прием. Так как ни город ни уезд своего герба еще не имели, императрица собственноручно пожаловала городу герб, с отражением этого события. На гербовом щите плывет галера, похожая на ту, на которой приплыла императрица.

Герб Владимира
Герб Владимира

Первым зафиксированным гербом России является совсем не всадник на коне, а стоящий на задних лапах лев. Изображение этого льва было родовым знаком Юрия Долгорукого. Известен этот лев начиная с XII века. Такой лев изображался на печатях города Владимира. Правда, в XIX веке при составлении герба Владимирской губернии льва немного изменили и стали его называть, за поворот головы к смотрятттим. львиным леопардом.

Герб России
Герб России

Привычная для всех нас двуглавая птица, которая является составной частью герба России, «прилетела» в государство Московское из Византии, когда князь Иван III женился византийской царевне Софье Палеолог. Византийское государство имело символом своей страны орла, и Россия решила его позаимствовать. Но на нашем гербе изображен еще и всадник, поражающий копьем дракона. Всадник помещен на щите, что располагается на груди двуглавого орла. Российский герб впервые объясняется в стихах «Славянской библии» изданной в 1663 г. И вот что мы в ней читаем:

«Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крылами доброе покрывает...»

30 ноября 1993 года двуглавый орёл вновь стал государственным гербом России. Вот официальное описание:
«Государственный герб Росийской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона».

Но как появился на гербе всадник, да еще поражающий копьем извивающегося змея? Ответ на этот вопрос для историков до сих пор является спорным. На многих русских монетах XIV — XV веков очень часто встречается всадник, держащий в руке копье, меч или сокола. Через сотню лет конный всадник приобретает уже привычные всем нам очертания. За спиной всадника развевающийся плащ, в руке непременно копье, которым он поражает дракона, извивающегося под копытами коня.

Этот образ очень напоминает чтимого на Руси святого Георгия-змееборца. Традиционно образ Георгия-воина или Георгия-победоносца связывается с именем Юрия Долгорукого — основателя города Москвы. Долгорукий считал святого Георгия своим небесным покровителем, построил множество церквей в его честь и основал город, названный в честь Теоргия. В XVI веке на русских государственных печатях двуглавый орел и всадник, поражающий копьем дракона, встретились и соединились. Ну а Святой Георгий Победоносец в настоящее время является гербом столицы нашей родины.



Следующая страница: Фалеристика - коллекционирование орденов, медалей, значков



      • Главная   • Разные коллекции   • Геральдика - изучение гербов  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта