Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
Разные коллекцииДеревенская находка: странная ваза Фильмоскоп Ф-49 Геральдика - изучение гербов Фалеристика - коллекционирование орденов, медалей, значков Сфрагистика - изучение печатей Бонистика - коллекционирование бумажных денег и документов Филумения - коллекционирование спичечных этикеток Коллекционеры. Серьёзные и смешные увлечения | Геральдика - изучение гербовГеральдикой называется историческая дисциплина, изучающая гербы, а также коллекционирование предметов и вещей, на которых нанесено изображение герба. Если вы собираете стаканчики, чайные чашки или дае магнитики на холодильник, на которых изображены гербы — вы вполне можете называться коллекционером-геральдистом. Геральдика является смежной с нумизматикой и сфрагистикой областью знаний. Один и тот же герб может находиться и на монете, и на флаге, и на печати. Одни собирают гербы России, ее городов и селений, кто-то увлечен царскими гербами, княжескими родовыми знаками Древней Руси, иные выискивают гербы и родовые знаки дворян. Происходит слово герб от латинского «герба», что означает трава, растение. И действительно первоначально во многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов, ветвей. По другой распространённой версии слово герб произошло от латинского «геральдус», то есть глашатай, тот, кто громко объявляет какую-либо информацию. Первые гербы в Европе появляются в промежутке между 1170 — 1190 годами, между вторым и третьим крестовыми походами, когда многие рыцари Западной Европы двинулись в походы на Восток, для освобождения гроба Господня. Чаще всего герб изображался на щите или плаще рыцаря. Когда на поле брани рыцари закованы в латы, очень трудно отличить своих от чужих, для этого и служили гербы. А также на средневековых рыцарских турнирах, для того чтобы узнать, кто скрывается под доспехами, на щите обязательно изображался «провозглашающий знак» — герб. Распорядители рыцарских турниров — герольды — следили за правильностью составления гербов и громко рассказывали, «объявляли» перед началом турнира о составе герба. Герольду непросто было описать герб, на котором могли быть расположены различные стилизованные птицы, рыбы, животные, змеи, растения, а также зооморфные существа.
Так как гербы помещались на щитах, условное изображение щита стало со временем частью герба. Центральный щит в гербовой фигуре могли окружать шлем, корона, щитодержатели и девизы. Постепенно были выработаны определённые правила и законы гербовых изображений. Наличие щита, а также определённых цветов, металлов, мехов стало регламентироваться.
Правила стали распространяться не только на рыцарей, но и на городские гербы, которые начали появляться в Европе. На городских гербах часто изображались башни, стены, городские ворота. Из металлов в геральдике употребляются чаще всего золото, серебро и очень редко железо. А из красок: червлень — красный цвет, лазурь — голубой или синий цвет, пурпур — фиолетовый, лиловый, зелень — зеленый цвет, и гораздо реже черный. При раскраске гербов существует правило, которое не допускает накладывать металл на металл и краску на краску, Вот почему фигуры, покрытые металлом, изображаются только на цветном фоне, а все цветные фигуры — поверх металла. Исключения могут быть лишь в мелких деталях — глазах зверей, копытах, клювах птиц и т. д. Меха употребляются для покрытия щитов и различных фигур. Существуют условные обозначения расцветки гербовых щитов. Вертикальные полосы — красный цвет, полосы по диагонали — золотой или желтый, горизонтальные полосы — цвет синий. Белый цвет — полосы отсутствуют, черный — вертикальные и горизонтальные полосы. В XVI — XVII веках в Западной Европе возникла «гербовая лихорадка»: более или менее знатные люди, города, поселения, крепости и даже целые регионы — все хотели иметь свой герб. Гербы были очень пышными, помпезной формы, с многочисленными атрибутами и деталями. В России первый гербовник, который иначе еще назывался Титулярник, появился в 1672 году при царе Алексее Михайловиче. В этом Титулярнике были помещены рисунки 33 эмблем земель, княжеств и царств, названия которых входили в царский титул. Правда, по своей форме первые российские гербы совершенно не соответствовали канонам геральдики, но создатели Титулярника все же считали свои эмблемы гербами. В ХVIII веке в России утвердилась мода на личные печати с гербами, уже составленными по правилам геральдики, в 1722 году Петр I создает Герольдмейстерскую контору, руководить которой назначил итальянского графа Франциска Санти, который изучал в Париже историю. Под руководством Санти Геральдическая контора доводила российские эмблемы до геральдического состояния общепринятого образца. Для составления городских гербов Санти узнавал, рассылая специальные анкеты, что в городе или его окрестностях находится примечательного и чем город знаменит. Так, на гербе города оружейников Тулы, изображены два золотых молотка и клинок. Кто увидит герб Тулы, сразу поймет, что жители Тулы — большие мастера изготавливать оружие. А для Петербурга был составлен такой герб: «В красном поле два серебряных якоря, положенных крестом, и на них золотой скипетр». Красное поле на щите означало, что в этом месте происходило кровопролитное сражение, а два поразному нарисованных якоря говорили о том, что город является морским и речным портом. Золотой скипетр означал, что Петербург — столица России.
Для изображения российских гербовых эмблем была принята форма щита с небольшим заострением на нижней стороне. Поле щита иногда делится на части вертикальной линией, такое деление называется рассечением, а деление горизонтальной линией-пересечением. Почетным местом на разделенном щите является его «голова» или верхняя часть щита, а затем правая сторона. Также «почетной» является середина щита или его «сердце». В «сердце» может быть помещен маленький щиток с собственной гербовой фигурой. В геральдике принято считать правой стороной герба и щита ту часть, которая находится справа от рыцаря или воина, держащего щит перед собой левой рукой. Правило изображения фигур на гербовом щите — живые существа, всадник или зверь, должны быть повернуты к правой стороне. Такое правило возникло из-за того чтобы живые существа на щите, висящем на левом боку рыцаря, не казались бы убегающими от противника.
В эмблемах и гербах России довольно часто используются разные фантастические существа: дракон, иногда он изображается с верблюжьей головой или с оленьими рогами, часто с крыльями летучей мыши и тремя головами. Это символ нечистоты, коварства и злобы. Крылатый змей очень похож на дракона, но с львиными задними лапами. Василиск — чудовище наподобие дракона с головой петуха, змеиным хвостом и крыльями летучей мыши. На гербе города Кашира изображен «черный с червлеными крыльями и увенчанный златым венцом дракон, представляющий герб Казанский...» А в гербе города Казани по легенде крылатый змей появился следующим образом: «Казань была построена на месте, где находилось множество змей. Татарский колдун зажег костер и сотворил заклинания. Змеи погибли, а змеиный царь Зилант улетел на гору Джилантау, что в переводе значит Змеиная гора».
Более привлекательные живые существа в гербах — это медведь, лев, журавль-символ благоразумия и бдительности. Олень, павлин, рыба, гусь, козел, куница, лошадь... У Нижнего Новгорода в гербе «в белом поле (на серебряном щите) красный олень: рога и копыта черные».
Городу Костроме герб пожаловала сама императрица Екатерина Вторая. Путешествуя по Волге, Екатерина остановилась в Костроме, где ее ожидал пышный прием. Так как ни город ни уезд своего герба еще не имели, императрица собственноручно пожаловала городу герб, с отражением этого события. На гербовом щите плывет галера, похожая на ту, на которой приплыла императрица.
Первым зафиксированным гербом России является совсем не всадник на коне, а стоящий на задних лапах лев. Изображение этого льва было родовым знаком Юрия Долгорукого. Известен этот лев начиная с XII века. Такой лев изображался на печатях города Владимира. Правда, в XIX веке при составлении герба Владимирской губернии льва немного изменили и стали его называть, за поворот головы к смотрятттим. львиным леопардом.
Привычная для всех нас двуглавая птица, которая является составной частью герба России, «прилетела» в государство Московское из Византии, когда князь Иван III женился византийской царевне Софье Палеолог. Византийское государство имело символом своей страны орла, и Россия решила его позаимствовать. Но на нашем гербе изображен еще и всадник, поражающий копьем дракона. Всадник помещен на щите, что располагается на груди двуглавого орла. Российский герб впервые объясняется в стихах «Славянской библии» изданной в 1663 г. И вот что мы в ней читаем:
«Тремя венцами орел восточный сияет,
30 ноября 1993 года двуглавый орёл вновь стал государственным гербом России. Вот официальное описание: Но как появился на гербе всадник, да еще поражающий копьем извивающегося змея? Ответ на этот вопрос для историков до сих пор является спорным. На многих русских монетах XIV — XV веков очень часто встречается всадник, держащий в руке копье, меч или сокола. Через сотню лет конный всадник приобретает уже привычные всем нам очертания. За спиной всадника развевающийся плащ, в руке непременно копье, которым он поражает дракона, извивающегося под копытами коня. Этот образ очень напоминает чтимого на Руси святого Георгия-змееборца. Традиционно образ Георгия-воина или Георгия-победоносца связывается с именем Юрия Долгорукого — основателя города Москвы. Долгорукий считал святого Георгия своим небесным покровителем, построил множество церквей в его честь и основал город, названный в честь Теоргия. В XVI веке на русских государственных печатях двуглавый орел и всадник, поражающий копьем дракона, встретились и соединились. Ну а Святой Георгий Победоносец в настоящее время является гербом столицы нашей родины. Следующая страница: Фалеристика - коллекционирование орденов, медалей, значков
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |