Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
Разные коллекцииДеревенская находка: странная ваза Фильмоскоп Ф-49 Геральдика - изучение гербов Фалеристика - коллекционирование орденов, медалей, значков Сфрагистика - изучение печатей Бонистика - коллекционирование бумажных денег и документов Филумения - коллекционирование спичечных этикеток Коллекционеры. Серьёзные и смешные увлечения | Серебряная чернь и серебряная сканьВо второй половине XVIII - XIX веке изделия из серебра выпускались в исторически сложившихся центрах обработки металла, таких как город Великий Устюг, село Красное на Волге, село Павлово на Оке, уральские мануфактуры Демидовых и Осокиных. В советское время традиции народных промыслов поддерживались работами известных художников ювелирных заводов „Северная чернь" и „Красносельский ювелир". Великоустюжская черньВ качестве востребованных серебряных предметов преобладали серебряные табакерки, браслеты, кубки и шкатулки, узор на которых выполнялся способом чернения по серебру. Им издавна владели мастера Великого Устюга. Они разработали свой секрет состава черни и создали оригинальный стиль местного ювелирного искусства.
Среди черневых изделий устюгских ювелиров выделяется круглая табакерка с изображением на крышке карты Вологодского наместничества. На дне ее размещен текст с подробными статистическими данными об этом крае, на боковых стенках в четырех фигурных картушах — гербы городов. Табакерка датирована 1794 г. и принадлежит к числу самых ранних изделий подобного характера. Изображение географической карты, четкие контуры извилистых рек, миниатюрных строений, гербы городов и надписи придают произведению особую значительность. Мастерство владения различными техническими приемами сказалось в сочетании углубленного „оброном" края с золоченым фоном, на котором выделяются плоскостный черневой узор и четкая штриховка. Декоративный узор подчеркивает устойчивость и вместе с тем легкость и строгость формы предмета, что соответствует стилю времени — классицизму. Имя мастера, выполнившего табакерку, нам не известно. Возможно, это был Иван Жилин, неоднократно создававший такие изделия. На крышке другой табакерки — памятник Петру I в Петербурге. Трактовка изображения Медного всадника очень индивидуальна. В ней мастер по-своему интерпретирует печатную гравюру.
Одним из самых любимых изображений у местных мастеров не только прошлого, но и современных была панорама родного города. Пудреница „Великий Устюг", выполненная заслуженным деятелем искусств РСФСР Е. П. Шильниковским, относится к числу наиболее совершенных его произведений. На ней традиционное изображение панорамы Великого Устюга со стороны реки Сухоны.
Иное решение получил этот мотив в творчестве заслуженной художницы РСФСР Е. Ф. Тропиной. На чарочке „Великий Устюг" она использует позолоту, покрывает ее рельефной штриховкой, что придает черневому узору большую выразительность. Обращаясь к традициям многих устюгских мастеров-ювелиров XVIII в., художники фабрики „Северная чернь" разработали новые приемы орнаментации. Серебристый узор из цветов и листьев мерцает на бархатистом черневом фоне шкатулки В.А.Якушевой-Угловской „Цветы". Красносельская сканьОбраз весны, обновления природы воплотил в декоративной вазе „Весна" заслуженный художник РСФСР П.И. Чулков. Он потомственный мастер другого известного центра ювелирного искусства — села Красное на Волге. Ваза выполнена из сложно перевитых металлических нитей.
Такая техника называется филигранью или ювелирной сканью (от слова „скать" свивать). Узор вазы Чулкова создан из густосплетенных цветов, трав и листьев. Они образуют своеобразную округлую форму вазы, напоминающую луковицу. Непрерывный узор вьется снизу вверх и переходит в узкое горло. В четком ажурном плетении легко читается рисунок, в котором традиционная техника скани дополнена вкраплением металлических шариков зерни. В уникальных произведениях художников традиционных народных промыслов обработки металла сохраняются и развиваются давние приемы мастерства, художественные принципы местного искусства, создаются изделия, созвучные новому времени. Н. С. Григорьева Литература: Следующая страница: Дар Валдая
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |