Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
ЗаметкиСкучаете? Отправляйтесь на поиск сокровищ! Коллекционеры и накопители Мысль и изображение Мифологический образСотворение мира и модель мирозданияБоги, герои, людиМифы и реальностьСтаринные карты и картографыВизуализация историиЛитературное отступление. «Талисман» Татьяны Латуковой Пушкин в дороге Можно ли найти в старом доме урну с прахом | Можно ли найти в старом доме урну с прахом?Культура погребения советской эпохи
Тема родилась из обсуждения функциональности вазы, представленной здесь: Традиции
До Октябрьской революции кремация в Российской империи была официально запрещена, а православное погребение предполагало похороны тела на третий день, после отпевания и проведения ряда ритуалов. Первый крематорий по легендам появился в столице в Донском монастыре во время репрессий, во второй половине 1930-х. Причём насчёт праха репрессированных граждан ходят разные мифы, вплоть до того, что пепел ссыпали в ямы без каких-либо опознавательныхзнаков и переписи похороненных. Но по некоторым упоминаниям часть урн с прахом тех времён до сих пор находится в специальном хранилище. В любом случае, о художественно оформленных урнах речи в этом контексте быть не может. В послевоенное время тема кремации покойников стала крайне непопулярной и даже запретной. Никто не хотел ассоциаций с пережитыми кошмарами военного времени, включавшими в себя и сожжение заживо мирного населения, и массовые убийства в концлагерях с последующей кремацией тел. В сельской местности имело значение и робкое возрождение православных обрядов, которые исключали кремацию.
Первые регулярные крематории на кладбищах столицы появились только в 1970-х - когда возник дефицит земли в центре
и быстро застроенных районах, ранее находившихся за чертой города. Но уже тогда территории перечисленных кладбищ были ограничены со всех сторон, а свободные пространства быстро исчерпались. Предпринимались попытки уплотнения захоронений и перезахоронения в заброшенные могилы, но они не принесли заметного результата по высвобождению похоронных площадей.
Новые большие загородные кладбища - Николо-Архангельское и Николо-Хованское были открыты в 1960-е.
Несмотря на некоторое продвижение темы кремации в массы, способ захоронения путём установки урны с прахом в колумбарии распространялся медленно и неохотно.
Кремирование вплоть до 1990-х считалось вынужденным способом захоронения, когда нет возможности ухаживать за могилой. СуеверияВ похоронной сфере живы и процветают суеверия, табуирующие хранение кладбищенских предметов и предметов, связанных с покойниками. Волны сельчан, переселившихся в города, привезли с собой и наборы всевозможных, зачастую весьма специфических и узко-локальных мифов, определяющих правила поведения с покойником и на похоронах. В результате сформировался круг городских предрассудков, касающихся смерти, похорон и покойников. Приведу три самых известных. (Субъективно известных мне, статистики по этому поводу никто не ведёт.) 1. Покойника (и его прах) надлежит хоронить так, чтобы он ни в коем случае не выбрался из могилы (урны, что в смысле суеверия одно и то же). На могилы до установки памятника кладут булыжник, а урны выбирают трёхслойные с герметичными крышками каждого уровня. 2. Нельзя ничего уносить с кладбищ - а те, кто уносят, навлекают на себя болезни и невзгоды покойников или его близких. 3. Нельзя оставлять в доме личные вещи покойника (можно донашивать, но не хранить), иначе покойник за ними вернётся. Перечень личных вещей часто включает в себя не только одежду, но и какие-то памятные безделицы, в отдельных случаях - книги, посуда, предметы мебели. Я лично слышал версии, что к таким вещам относятся портфели и чемоданы, и даже автомобили. Сложно предположить, что советский человек, не верящий в Бога, но сплёвывающий три раза через левое плечо при виде чёрной кошки, стал бы держать в доме похоронный предмет. А возвращаясь к исходным данным, можно исключить тот вариант, что семья стала бы хранить пусть даже неиспользованную урну. Форма и функицональные особенности урны
В советское врея урны представляли собой довольно простые банки. Большинство из них выглядело как прямой стакан с завинчивающейся крышкой.
Мода на похоронные изыски фактически расцвела только в 1990-е, когда многие разбогатевшие люди стали возводить
целые пантеоны и мозаичные стеллы на могилах близких. В 1990-х появились и первые импортные урны для праха - самых разных форми размеров. Некоторые урны естественным образом повторяли традиционные античные формы и были изготовлены из стекла. Очень часто они повторяли традиционные модели наградных кубков - но, как и любую ёмкость, их тоже можно возвести к одной из древних форм керамики. А пока резюме: урна для праха - предмет в домашней советской среде настолько редкий, что подобные версии надо ставить в самый конец списка возможных предположений. Ростислав Нифанин
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |