Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Иконы Сундуки Фарфор, стекло Дерево Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Металл Монеты Марки Разное Коллекции           Выставки Музеи  


ЗаметкиСкучаете? Отправляйтесь на поиск сокровищ!
Коллекционеры и накопители
Мысль и изображение
Мифологический образСотворение мира и модель мирозданияБоги, герои, людиМифы и реальностьСтаринные карты и картографыВизуализация историиЛитературное отступление. «Талисман» Татьяны Латуковой
Пушкин в дороге


Мысль и изображение

Ни на минуту не забывая о том, что живопись, скульптура, рисунок суть прежде всего результат мышления в образах, важно видеть в истории искусства еще и великую школу изобразительности как таковой. Изображение плана сооружения, отображение на плоском листе карты ближних и дальних окрестностей, нахождение способа расставить на плоском листе звезды и созвездия и правильно проложить между ними видимый путь солнца — все это требовало неустанного развития «грамматики» и «риторики» изобразительности.

Сложные, трудные для восприятия образы древних мифологий получали конкретную видимую форму за счет усилий художника, чтобы позже эти зримые образы вновь вдохновляли поэта и ученого. В рамках мифа идея и ее образное отображение связывались на тысячу ладов, и все богатство этих связей оказалось унаследовано неспешно складывавшейся наукой. Прежде чем стать реальностью, космические корабли возникли сначала как образы художественной фантазии в иллюстрациях к научно-фантастическим романам. И в наше время сложность, а иногда и принципиальная невозможность зримо представить процессы, происходящие на молекулярном и атомном уровнях, развертывающиеся в безднах Вселенной, затрудняют научные исследования и препятствуют усвоению нового научного знания обыденной культурой.

Развитие познания на всех стадиях этого долгого исторического процесса было (и остается) зависимо от исключительно важной процедуры мышления, которую лучше всего обозначает слово визуализация — придание видимой формы тому, что ее не имеет, придание наглядного образа отвлеченной мысли.

Нет нужды доказывать, что без такой процедуры обучение чему-либо сложнее счета на пальцах стало бы практически невозможным: недаром по сей день с картинок начинается и освоение грамоты, и изучение счета, и овладение иностранным языком. Значительно реже мы отдаем себе отчет в том, какую грандиозную роль играла и продолжает играть визуализация в самом исследовании. Стоит взглянуть на сегодняшние модели органических молекул, где сотни шариков, изображающих атомы, и сотни стержней, изображающих электрохимические связи между ними, образуют пространственные конструкции фантастической сложности, и сразу становится ясно, насколько успех моделирования зависит от способности к пространственному мышлению.

Американский биохимик Джеймс Уотсон так описал финал долгой погони, которую он вел вместе со своим английским коллегой Фрэнсисом Криком за правильностью структуры трехмерной модели носителя наследственности: «Мы сразу же пустили блестящие металлические пластинки в дело и принялись строить модель, в которой впервые были налицо все компоненты ДНК. Примерно за час я расположил атомы так, как того требовали и рентгенографические данные, и законы стереохимии. Получилась двойная правозакрученная спираль с противоположным направлением цепей».

Ретровирус. Лимфотропный вирус Т-клеток
Ретровирус. Лимфотропный вирус Т-клеток

Из текста недвусмысленно следует, что неразработанность пространственного воображения почти на полтора года задержала достижения искомого результата. Но ведь с визуализации абстракций вообще началось познание, которому еще только предстояло стать научным. С визуализации фантазий началось инженерное, конструкторское творчество, и отнюдь не метафорическим преувеличением является, скажем, утверждение Германа Вейля, автора книги «Симметрия», что искусство орнамента в неявном виде содержит наиболее древнюю часть известной нам высшей математики.

Большую часть истории, вплоть до великого разграничения собственно научного взгляда на мир от любого рода антропоморфизма в «Новом Органоне» (1620) Фрэнсиса Бэкона, культура сохраняла целостность. (Нелишним будет вспомнить, что именно гуманитарные науки именовались «свободными искусствами» в университетах XIII в. и позже.) Между тем, что позже именовалось только искусством и только наукой, уже наметилась своего рода цезура, однако до Бэкона нет оснований говорить о разрыве между ними: шаг «туда» или «обратно» совершался нередко и довольно легко.


Мифологический образМифологический образ  
Для вхождения в тему взаимосвязи науки и искусства следует отступить ещё дальше во времени — к той эпохе, когда единственной формой объяснения мира было его мифопоэтическое осмысление, предъявленное в образах, обладавших могучей художественной силой. Из сонма божеств, олицетворяющих силы природы, достаточно рано выделяются богоравные существа, почитаемые как создатели знания и потому его хранители или покровители тех людей, кому доверялось хранение знаний...

Сотворение мира и модель мирозданияСотворение мира и модель мироздания  
Образное воплощение сюжетов Ветхого и Нового Заветов постоянно сталкивало художника с задачей визуализации труднопредставимого. И хотя типы основных композиций были каноническими, воображению художника оставался большой простор. Сотворение мира и Страшный суд, Благовещенье и Воскресение — необходимость всякий раз заново выстраивать версию все тех же сюжетов сыграла огромную роль в развитии конструктивного воображения...

Боги, герои, людиБоги, герои, люди  
Образы столь важных для развития культуры богоборческих устремлений человека слились в яркой фигуре Прометея, принесшего людям огонь, но не позже мифа о Прометее был записан трагический крик библейского Иова: «О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!» Этот мотив звучал в истории вновь и вновь. Образы гибели дерзновенного человека, бросавшего божеству вызов, отнюдь не смиряли человеческий дух — напротив, как всякая высокая трагедия, они укрепляли его решимость...

Мифы и реальностьМифы и реальность  
Вся культура, а значит и вся наука Европы выстроена на фундаменте образов и сюжетов мифологии: Эдип отвечает на загадку Сфинкса. Мудрый Иосиф разгадывает смысл сна фараона о семи тучных и семи тощих коровах, спасая страну от голода и становясь «сильным в земле Египетской». Геракл очищает Авгиевы конюшни, отводя в них стремительный поток с помощью плотины...

Старинные карты и картографыСтаринные карты и картографы  
При всей важности мифологических представлений задача визуализации постоянно возникала и в сугубо практических ситуациях, когда человеку было необходимо соотнести себя с окружающим миром в целях ориентации в нем. Небо заселялось геральдическими фигурами зодиакальных созвездий и расчерчивалось путями следования небесных тел. Освоение Земли тоже требовало разработки образно-пространственных представлений и их графического изображения. Построение даже простейшей карты требует визуализации немалой сложности. Первые известные нам карты Мира создавались в Месопотамии...

Визуализация историиВизуализация истории  
Совершенно особую роль «камертона», настраивавшего культурное сознание эпохи и уже через него — мышление исследователя и конструктора, со времен позднего средневековья играла визуализация «историй». Романы об Александре Македонском, пользовавшиеся неослабевающей популярностью более тысячи лет, порождали у читателей жгучее желание увидеть, как, скажем, происходил спуск великого искателя приключений на морское дно. Спрос рождал предложение, и многие таким образом впервые могли увидеть, что такое водолазный колокол...


В.Л. Глазычев






      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Мысль и изображение  


Книги Татьяны Латуковой Северные иконы Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Иконы   Сундуки   Фарфор   Дерево   Росписи   Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Металл  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2020.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта