Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Иконы Сундуки Фарфор, стекло Дерево Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Металл Монеты Марки Разное Коллекции           Выставки Музеи  


ЗаметкиСкучаете? Отправляйтесь на поиск сокровищ!
Коллекционеры и накопители
Мысль и изображение
Мифологический образСотворение мира и модель мирозданияБоги, герои, людиМифы и реальностьСтаринные карты и картографыВизуализация историиЛитературное отступление. «Талисман» Татьяны Латуковой
Пушкин в дороге
Можно ли найти в старом доме урну с прахом


Можно ли найти в старом доме урну с прахом?

Культура погребения советской эпохи

Тема родилась из обсуждения функциональности вазы, представленной здесь:
Загадочный предмет из деревенской кладовки
Первое предположение на форуме коллекционеров заключалось в том, что это урна для праха. Урна, так урна - только она ли это? В процессе изучения составился краткий обзор темы, который мы и предлагаем читателю.

Традиции

До Октябрьской революции кремация в Российской империи была официально запрещена, а православное погребение предполагало похороны тела на третий день, после отпевания и проведения ряда ритуалов.
После революции запрет был снят, раздавались даже призывы к переходу на обязательную кремацию, но успеха эта затея не имела. Подавляющее большинство населения предпочитало (и предпочитает поныне) традиционное захоронение путём закапывания в гробу. Эту многовековую культуру не изменили ни атеистическая пропаганда, ни отдельные пафосные примеры захоронений (как, например, в Кремлёвской стене).

Первый крематорий по легендам появился в столице в Донском монастыре во время репрессий, во второй половине 1930-х. Причём насчёт праха репрессированных граждан ходят разные мифы, вплоть до того, что пепел ссыпали в ямы без каких-либо опознавательныхзнаков и переписи похороненных. Но по некоторым упоминаниям часть урн с прахом тех времён до сих пор находится в специальном хранилище. В любом случае, о художественно оформленных урнах речи в этом контексте быть не может.

В послевоенное время тема кремации покойников стала крайне непопулярной и даже запретной. Никто не хотел ассоциаций с пережитыми кошмарами военного времени, включавшими в себя и сожжение заживо мирного населения, и массовые убийства в концлагерях с последующей кремацией тел. В сельской местности имело значение и робкое возрождение православных обрядов, которые исключали кремацию.

Первые регулярные крематории на кладбищах столицы появились только в 1970-х - когда возник дефицит земли в центре и быстро застроенных районах, ранее находившихся за чертой города.
Пример для понимания: Рогожское, Введенское, Преображенское кладбища находились за пределами земляного кольца, срытого окончательно только во второй половине XIX века. От кольца остались улицы-валы, в частности - Рогожский вал, Измайловский вал, Преображеский вал, и именно по ним проходила граница Москвы вплоть до 1950-х годов. Станции метро Сталинская (сейчас Семёновская) и Сталинский парк (Партизанская) строились как загородные.

Но уже тогда территории перечисленных кладбищ были ограничены со всех сторон, а свободные пространства быстро исчерпались. Предпринимались попытки уплотнения захоронений и перезахоронения в заброшенные могилы, но они не принесли заметного результата по высвобождению похоронных площадей.

Новые большие загородные кладбища - Николо-Архангельское и Николо-Хованское были открыты в 1960-е.
В 1973 году открылся крематорий на Николо-Архангельском кладбище, относительно новом и огромном (130 гектар). На момент открытия этот крематорий был самым крупным в мире, и сейчас остаётся крупнейшим в Европе (согласно официальному сайту кладбища и русскозычной Википедии).
На некоторых старых московских кладбищах появились и колумбарии. В частности, на Ваганьковском - в 1977 году, на Преображенском - в 1975 (или в 1979) году.

Несмотря на некоторое продвижение темы кремации в массы, способ захоронения путём установки урны с прахом в колумбарии распространялся медленно и неохотно. Кремирование вплоть до 1990-х считалось вынужденным способом захоронения, когда нет возможности ухаживать за могилой.
Статистика для понимания: на сегодняшний день в столице 136 кладбищ, но только на 29 из них есть колумбарии (по официальным данным ГУП «Ритуал» на 2018 год).
Всё это подводит к тому факту, что урна для праха в советском быту двадцатого века - предмет редкий сам по себе. А с учётом существующей похоронной мифологии держать его дома могли только люди несведущие или маргиналы.


Суеверия

В похоронной сфере живы и процветают суеверия, табуирующие хранение кладбищенских предметов и предметов, связанных с покойниками. Волны сельчан, переселившихся в города, привезли с собой и наборы всевозможных, зачастую весьма специфических и узко-локальных мифов, определяющих правила поведения с покойником и на похоронах. В результате сформировался круг городских предрассудков, касающихся смерти, похорон и покойников.

Приведу три самых известных. (Субъективно известных мне, статистики по этому поводу никто не ведёт.)

1. Покойника (и его прах) надлежит хоронить так, чтобы он ни в коем случае не выбрался из могилы (урны, что в смысле суеверия одно и то же). На могилы до установки памятника кладут булыжник, а урны выбирают трёхслойные с герметичными крышками каждого уровня.

2. Нельзя ничего уносить с кладбищ - а те, кто уносят, навлекают на себя болезни и невзгоды покойников или его близких.

3. Нельзя оставлять в доме личные вещи покойника (можно донашивать, но не хранить), иначе покойник за ними вернётся. Перечень личных вещей часто включает в себя не только одежду, но и какие-то памятные безделицы, в отдельных случаях - книги, посуда, предметы мебели. Я лично слышал версии, что к таким вещам относятся портфели и чемоданы, и даже автомобили.

Сложно предположить, что советский человек, не верящий в Бога, но сплёвывающий три раза через левое плечо при виде чёрной кошки, стал бы держать в доме похоронный предмет. А возвращаясь к исходным данным, можно исключить тот вариант, что семья стала бы хранить пусть даже неиспользованную урну.

Форма и функицональные особенности урны

В советское врея урны представляли собой довольно простые банки. Большинство из них выглядело как прямой стакан с завинчивающейся крышкой.
Были и урны с плотно закрывающимися крышками, но они считались менее надёжными.

Мода на похоронные изыски фактически расцвела только в 1990-е, когда многие разбогатевшие люди стали возводить целые пантеоны и мозаичные стеллы на могилах близких. В 1990-х появились и первые импортные урны для праха - самых разных форми размеров. Некоторые урны естественным образом повторяли традиционные античные формы и были изготовлены из стекла. Очень часто они повторяли традиционные модели наградных кубков - но, как и любую ёмкость, их тоже можно возвести к одной из древних форм керамики.
Однако заброшек с начинкой из девяностых пока ещё мало, подождём - возможно, увидим какие-то экзотические находки из числа не самых приятных.


А пока резюме: урна для праха - предмет в домашней советской среде настолько редкий, что подобные версии надо ставить в самый конец списка возможных предположений.

Ростислав Нифанин






      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Можно ли найти в старом доме урну с прахом  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Иконы   Сундуки   Фарфор   Дерево   Росписи   Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Металл  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2020.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта