Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Иконы Сундуки Фарфор, стекло Дерево Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Металл Монеты Марки Разное Коллекции           Выставки Музеи  


ЗаметкиСкучаете? Отправляйтесь на поиск сокровищ!
Коллекционеры и накопители
Мысль и изображение
Мифологический образСотворение мира и модель мирозданияБоги, герои, людиМифы и реальностьСтаринные карты и картографыВизуализация историиЛитературное отступление. «Талисман» Татьяны Латуковой
Пушкин в дороге
Можно ли найти в старом доме урну с прахом


Боги, герои, люди

Образы столь важных для развития культуры богоборческих устремлений человека слились в яркой фигуре Прометея, принесшего людям огонь, но не позже мифа о Прометее был записан трагический крик библейского Иова: «О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!» Этот мотив звучал в истории вновь и вновь. Образы гибели дерзновенного человека, бросавшего божеству вызов, отнюдь не смиряли человеческий дух — напротив, как всякая высокая трагедия, они укрепляли его решимость.

Рафаэль. Афинская школа. Фрагмент
Рафаэль. Афинская школа. Фрагмент
Сикстинская капелла в Ватикане
Рим. 1350 год

На таблице, которую юноша держит перед Пифагором, изображена музыкальная шкала, изобретение которой традиция приписывает этому великому математику и философу. Отношения между числами 6, 8, 9, 12 обозначены греческими названиями музыкальных консонансов (созвучий): эпоглоон (тон), диатессарон (кварта), диапенте (квинта), и диапазон (октава).

Числа 8 и 9 являются «средними», то есть средним гармоническим и средним арифметическим для крайних чисел 6 и 12. Тем самым на таблице начертана Гармония, которую древние греки представляли в образе девушки, которая была дочерью бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты. Крупнейший теоретик музыки XV века Франкино Гафурио называл гармонию «согласованным разладом».

А вот циркуль — вечный инструмент зодчего, а иногда и художника — трактовался издавна нвк атрибут Творца, как знак сходства над числом и мерой. С циркулем в руке изобразил художник и поэт Уильям Блейк (1757 — 1827) Исаака Ньютона на памфлете, где Ньютон, увлеченный абстрактными построениями, не замечает что сидит на дне высохшего моря.

Падение Икара. Роспись дома Марка Луция Фронта. Помпеи
Падение Икара
Роспись дома Марка Луция Фронта
Помпеи. I век

Рухнул в море Икар, чрезмерно приблизившийся к солнцу, так что растаял воск, скреплявший перья крыльев, сработанных его отцом, но образ Икара, тысячелетия спустя, стал эмблемой первых авиаторов в начале нашего века.

Согласно мифу, сын великого изобретателя Дедала, создателя лабиринта критского царя Миноса. В лабиринте обитал Минотавр, получеловек-полубак, убив которого греческий герой Тезей выбрался из лабиринта благодаря нити, которую ему дала дочь Миноса Ариадна. Нить Ариадны — излюбленный образ в истории науки по сей день, образ лабиринта жив в ней уже двадцать пять веков.

Питер Брегейль. Падение Икара
Питер Брегейль. Падение Икара
Нидерланды
Середина XVI века

Молнией, посланной Зевсом, был сброшен в море юный Фаэтон, попытавшийся править колесницей бога солнца Гелиоса, — в 1804 году немецкий астроном Г.Ольберс, выдвинувший гипотезу о том, что астероиды — малые планеты, поясом расположившиеся между орбитами Марса и Юпитера,— представляют собой осколки взорвавшейся планеты, назвал ее Фаэтоном.

Сначала кони рванулись вверх, и колесница пропахала небесный свод, из чего возник Млечный путь; затем — вниз, и от жара стала черной кожа обитателей южных стран (сразу две непонятные вещи получили «объяснение»). Образ Фаэтона запечатлен в названии зодиакального созвездия Возничий.

В паука обращена Арахна, дерзнувшая вызвать Афину-Палладу на состязание в ткачестве. (Вытканный Арахной ковер, темой которого были скандальные приключения олимпийских богов, не уступал работе Афины, избравшей темой судьбы дерзких смертных. Тем яростнее был гнев богини. )

Заживо содрана кожа с Марсия, осмелившегося вступить в состязание с музыкальным искусством самого Аполлона. Судьями были Музы. Марсий, играя на пастушеской флейте, не уступил в искусности Аполлону, игравшему на кифаре, и бог прибегнул к хитрости, потребовав от соперника вторично состязаться с ним — на перевернутом инструменте, и тем обеспечил себе «победу».

Эти образы, множество раз запечатленные в поэзии и в произведениях изобразительного искусства, манили тех, кто пытался преодолеть земное притяжение, выдумывать ткацкие автоматы или невиданные музыкальные инструменты.


Из всех мифологических сюжетов наибольшую, пожалуй, популярность приобрел у художников тот, в котором повествовалось уже не о порыве одиночки, но о собирательной воле людей. Это несколько неожиданная вставка в Библии — между двумя списками сыновей Сима.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по и они перестали строить город.
Посему дано ему имя: Вавилон...»

Питер Брегейль. Вавилонская башня
Питер Брегейль. Вавилонская башня
Нидерланды
Около 1563 года

Испуг и ревность того, кому приписывалось создание мира несколькими главами ранее, богоравность устремления массы людей — все это толкало воображение художника к тому, чтобы не разрушение, но именно созидание Вавилонской башни превращать в сюжет изображений. Композиции П. Брейгеля Старшего или Ванкенборха (XV век) — результат долгой эволюции, в основании которой уцелевшая, к счастью, романская фреска XII века в монастыре Сен-Савен сюр Гартамп, выразительно отобразившая динамику строительного порыва. По мере высвобождения из-под опеки теологов вся наука воспринималась как своего рода Вавилонская башня, бесконечно надстраиваемая поколениями ученых, так что древний образ поныне сохранил свою конструктивную мощь.


В.Л. Глазычев




Следующая страница: Мифы и реальность



      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Мысль и изображение   • Боги, герои, люди  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Иконы   Сундуки   Фарфор   Дерево   Росписи   Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Металл  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2020.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта