Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
ЗаметкиСкучаете? Отправляйтесь на поиск сокровищ! Коллекционеры и накопители Мысль и изображение Мифологический образСотворение мира и модель мирозданияБоги, герои, людиМифы и реальностьСтаринные карты и картографыВизуализация историиЛитературное отступление. «Талисман» Татьяны Латуковой Пушкин в дороге Можно ли найти в старом доме урну с прахом | Мысль и изображениеНи на минуту не забывая о том, что живопись, скульптура, рисунок суть прежде всего результат мышления в образах, важно видеть в истории искусства еще и великую школу изобразительности как таковой. Изображение плана сооружения, отображение на плоском листе карты ближних и дальних окрестностей, нахождение способа расставить на плоском листе звезды и созвездия и правильно проложить между ними видимый путь солнца — все это требовало неустанного развития «грамматики» и «риторики» изобразительности. Сложные, трудные для восприятия образы древних мифологий получали конкретную видимую форму за счет усилий художника, чтобы позже эти зримые образы вновь вдохновляли поэта и ученого. В рамках мифа идея и ее образное отображение связывались на тысячу ладов, и все богатство этих связей оказалось унаследовано неспешно складывавшейся наукой. Прежде чем стать реальностью, космические корабли возникли сначала как образы художественной фантазии в иллюстрациях к научно-фантастическим романам. И в наше время сложность, а иногда и принципиальная невозможность зримо представить процессы, происходящие на молекулярном и атомном уровнях, развертывающиеся в безднах Вселенной, затрудняют научные исследования и препятствуют усвоению нового научного знания обыденной культурой. Развитие познания на всех стадиях этого долгого исторического процесса было (и остается) зависимо от исключительно важной процедуры мышления, которую лучше всего обозначает слово визуализация — придание видимой формы тому, что ее не имеет, придание наглядного образа отвлеченной мысли. Нет нужды доказывать, что без такой процедуры обучение чему-либо сложнее счета на пальцах стало бы практически невозможным: недаром по сей день с картинок начинается и освоение грамоты, и изучение счета, и овладение иностранным языком. Значительно реже мы отдаем себе отчет в том, какую грандиозную роль играла и продолжает играть визуализация в самом исследовании. Стоит взглянуть на сегодняшние модели органических молекул, где сотни шариков, изображающих атомы, и сотни стержней, изображающих электрохимические связи между ними, образуют пространственные конструкции фантастической сложности, и сразу становится ясно, насколько успех моделирования зависит от способности к пространственному мышлению. Американский биохимик Джеймс Уотсон так описал финал долгой погони, которую он вел вместе со своим английским коллегой Фрэнсисом Криком за правильностью структуры трехмерной модели носителя наследственности: «Мы сразу же пустили блестящие металлические пластинки в дело и принялись строить модель, в которой впервые были налицо все компоненты ДНК. Примерно за час я расположил атомы так, как того требовали и рентгенографические данные, и законы стереохимии. Получилась двойная правозакрученная спираль с противоположным направлением цепей».
Из текста недвусмысленно следует, что неразработанность пространственного воображения почти на полтора года задержала достижения искомого результата. Но ведь с визуализации абстракций вообще началось познание, которому еще только предстояло стать научным. С визуализации фантазий началось инженерное, конструкторское творчество, и отнюдь не метафорическим преувеличением является, скажем, утверждение Германа Вейля, автора книги «Симметрия», что искусство орнамента в неявном виде содержит наиболее древнюю часть известной нам высшей математики. Большую часть истории, вплоть до великого разграничения собственно научного взгляда на мир от любого рода антропоморфизма в «Новом Органоне» (1620) Фрэнсиса Бэкона, культура сохраняла целостность. (Нелишним будет вспомнить, что именно гуманитарные науки именовались «свободными искусствами» в университетах XIII в. и позже.) Между тем, что позже именовалось только искусством и только наукой, уже наметилась своего рода цезура, однако до Бэкона нет оснований говорить о разрыве между ними: шаг «туда» или «обратно» совершался нередко и довольно легко. Мифологический образ Сотворение мира и модель мироздания Боги, герои, люди Мифы и реальность Старинные карты и картографы Визуализация истории В.Л. Глазычев
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |