Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
ЗаметкиСкучаете? Отправляйтесь на поиск сокровищ! Коллекционеры и накопители Мысль и изображение Мифологический образСотворение мира и модель мирозданияБоги, герои, людиМифы и реальностьСтаринные карты и картографыВизуализация историиЛитературное отступление. «Талисман» Татьяны Латуковой Пушкин в дороге Можно ли найти в старом доме урну с прахом | Боги, герои, людиОбразы столь важных для развития культуры богоборческих устремлений человека слились в яркой фигуре Прометея, принесшего людям огонь, но не позже мифа о Прометее был записан трагический крик библейского Иова: «О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!» Этот мотив звучал в истории вновь и вновь. Образы гибели дерзновенного человека, бросавшего божеству вызов, отнюдь не смиряли человеческий дух — напротив, как всякая высокая трагедия, они укрепляли его решимость.
На таблице, которую юноша держит перед Пифагором, изображена музыкальная шкала, изобретение которой традиция приписывает этому великому математику и философу. Отношения между числами 6, 8, 9, 12 обозначены греческими названиями музыкальных консонансов (созвучий): эпоглоон (тон), диатессарон (кварта), диапенте (квинта), и диапазон (октава). Числа 8 и 9 являются «средними», то есть средним гармоническим и средним арифметическим для крайних чисел 6 и 12. Тем самым на таблице начертана Гармония, которую древние греки представляли в образе девушки, которая была дочерью бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты. Крупнейший теоретик музыки XV века Франкино Гафурио называл гармонию «согласованным разладом». А вот циркуль — вечный инструмент зодчего, а иногда и художника — трактовался издавна нвк атрибут Творца, как знак сходства над числом и мерой. С циркулем в руке изобразил художник и поэт Уильям Блейк (1757 — 1827) Исаака Ньютона на памфлете, где Ньютон, увлеченный абстрактными построениями, не замечает что сидит на дне высохшего моря.
Рухнул в море Икар, чрезмерно приблизившийся к солнцу, так что растаял воск, скреплявший перья крыльев, сработанных его отцом, но образ Икара, тысячелетия спустя, стал эмблемой первых авиаторов в начале нашего века. Согласно мифу, сын великого изобретателя Дедала, создателя лабиринта критского царя Миноса. В лабиринте обитал Минотавр, получеловек-полубак, убив которого греческий герой Тезей выбрался из лабиринта благодаря нити, которую ему дала дочь Миноса Ариадна. Нить Ариадны — излюбленный образ в истории науки по сей день, образ лабиринта жив в ней уже двадцать пять веков.
Молнией, посланной Зевсом, был сброшен в море юный Фаэтон, попытавшийся править колесницей бога солнца Гелиоса, — в 1804 году немецкий астроном Г.Ольберс, выдвинувший гипотезу о том, что астероиды — малые планеты, поясом расположившиеся между орбитами Марса и Юпитера,— представляют собой осколки взорвавшейся планеты, назвал ее Фаэтоном. Сначала кони рванулись вверх, и колесница пропахала небесный свод, из чего возник Млечный путь; затем — вниз, и от жара стала черной кожа обитателей южных стран (сразу две непонятные вещи получили «объяснение»). Образ Фаэтона запечатлен в названии зодиакального созвездия Возничий. В паука обращена Арахна, дерзнувшая вызвать Афину-Палладу на состязание в ткачестве. (Вытканный Арахной ковер, темой которого были скандальные приключения олимпийских богов, не уступал работе Афины, избравшей темой судьбы дерзких смертных. Тем яростнее был гнев богини. ) Заживо содрана кожа с Марсия, осмелившегося вступить в состязание с музыкальным искусством самого Аполлона. Судьями были Музы. Марсий, играя на пастушеской флейте, не уступил в искусности Аполлону, игравшему на кифаре, и бог прибегнул к хитрости, потребовав от соперника вторично состязаться с ним — на перевернутом инструменте, и тем обеспечил себе «победу». Эти образы, множество раз запечатленные в поэзии и в произведениях изобразительного искусства, манили тех, кто пытался преодолеть земное притяжение, выдумывать ткацкие автоматы или невиданные музыкальные инструменты. Из всех мифологических сюжетов наибольшую, пожалуй, популярность приобрел у художников тот, в котором повествовалось уже не о порыве одиночки, но о собирательной воле людей. Это несколько неожиданная вставка в Библии — между двумя списками сыновей Сима.
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по
и они перестали строить город.
Испуг и ревность того, кому приписывалось создание мира несколькими главами ранее, богоравность устремления массы людей — все это толкало воображение художника к тому, чтобы не разрушение, но именно созидание Вавилонской башни превращать в сюжет изображений. Композиции П. Брейгеля Старшего или Ванкенборха (XV век) — результат долгой эволюции, в основании которой уцелевшая, к счастью, романская фреска XII века в монастыре Сен-Савен сюр Гартамп, выразительно отобразившая динамику строительного порыва. По мере высвобождения из-под опеки теологов вся наука воспринималась как своего рода Вавилонская башня, бесконечно надстраиваемая поколениями ученых, так что древний образ поныне сохранил свою конструктивную мощь. В.Л. Глазычев Следующая страница: Мифы и реальность
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |