Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
ЗаметкиСкучаете? Отправляйтесь на поиск сокровищ! Коллекционеры и накопители Мысль и изображение Мифологический образСотворение мира и модель мирозданияБоги, герои, людиМифы и реальностьСтаринные карты и картографыВизуализация историиЛитературное отступление. «Талисман» Татьяны Латуковой Пушкин в дороге Можно ли найти в старом доме урну с прахом | Мифы и реальностьВся культура, а значит и вся наука Европы выстроена на фундаменте образов и сюжетов мифологии: Эдип отвечает на загадку Сфинкса. (В отличие от египетского прототипа, сфинкс изображался греками в виде крылатой полуженщины-полульвицы; она терроризировала город Фивы, пока Эдип не дал правильный ответ на загадку о трех возрастах человека.) Мудрый Иосиф разгадывает смысл сна фараона о семи тучных и семи тощих коровах, спасая страну от голода и становясь «сильным в земле Египетской». Геракл очищает Авгиевы конюшни, отводя в них стремительный поток с помощью плотины.
В действительности конструкция фундамента культуры еще сложнее, так как с незапамятных времен литераторы опирались не только на тексты преданий, но и на изображения. Геракл, исторически бывший «потомком» Гильгамеша, изображался бессчетное число раз, однако в собирательной «памяти культуры» преимущественно запечатлен один образ — Геракл Фарнезе, и миф оказывается переплетен с подлинной историей. Эта трехметровая статуя, являющаяся римской копией несохранившейся работы великого греческого скульптора Лисиппа, была открыта в термах Каракаллы в 1540 году и принадлежала патрицианскому роду Фарнезе, символом которого был избран Геркулес. Для того чтобы возникло детальное описание щита Ахилла, занявшее целую песнь «Илиады», Гомер или кто-то из его предшественников должен был видеть подобный щит микенского царя. Золотые кубки, найденные в Вафио близ Спарты, изготовленные критским мастером около 1600 года до и. з., почти в точности соответствуют кубку царя Нестора, подробное описание которого также содержится в «Илиаде» Гомера. Описание гавани «счастливых феаков» в «Одиссее» — это еще и живой рассказ о портовых сооружениях минойцев, сохранявшийся в устных преданиях сотни лет – от гибели Крита до расцвета раннегреческой культуры. Затем уже это описание послужило «моделью» для архитекторов Клавдия и Траяна, создавших портовые хозяйства в Чивита-Веккья. Прежде чем стать легендой, замысел архитектора Сострата должен был уже воплотиться в реальном сооружении маяка в Александрии, а опорой ему послужила «вавилонская башня» — ступенчатый зиккурат Этеменанки в Вавилоне По словам великого греческого географа и историка Страбона, 150-метровая башня Фаросского маяка была украшена гордой надписью архитектора: «Сострат Книдский, сын Дексифана, богам-спасителям на благо мореплавателей». По словам римского историка II в. Лукиана, «он считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк — произведение его искусства».
Миф и реальность сцеплены, переплетены в истории противоборства космоса культуры и хаоса стихий, безжалостного к индивидуальной жизни и исторической памяти человечества. Нередко в этом противоборстве человеку приходилось переживать отступление, испытывать горечь разочарований, о чем свидетельствуют строки неведомого автора египетского Нового царства, современные (XV век до н. э) гибели минойского Крита:
Одно поколенье уходит, уходит, Этого рода меланхолические комментарии создавались вновь и вновь, но сами пирамиды в вещественности своей стали нетленным мифом о знании и мощи человека. Сохраняя миф, человек добился победы над временем. Мы знаем немало о Египте, благодаря тому что древние предания стали опорой для возрождения страны после иноземного завоевания в VII веке до н. э., когда жрецы, отреставрировав старые гробницы, о многом поведали греческим путешественникам — Солону и Геродоту. Гегель, любивший многоярусные логические конструкции, назвал египетского Сфинкса «символом самого символизма» и был, разумеется, прав, ибо вкладывал в древний образ слои содержаний, которыми тот успел наполниться в истории культуры. Специфическая «вечность» мифа толкала астрономов Нового времени, давно уж не веривших в «музыку сфер», к тому, чтобы выискивать для поименования новооткрытых планет, их спутников, астероидов имена из неисчерпаемой «кладовой» мифологии. Напротив, редкие попытки льстецов ввести в сонм созвездий «Скипетр Людовика» или «Жезл Наполеона» с негодованием отвергались ученым сообществом как безвкусица.
Поэтическая мощь мифа поддерживалась и художниками: она оживала у Никола Пуссена и вновь наполнялась страстностью в акварелях английского художника и поэта Уильяма Блейка, становилась элегичной в росписях и офортах позднего Пикассо. Почему этот мотив значим, когда мы рассуждаем о связи искусства с наукой? Потому, что пока существовала классическая гимназия, образное богатство мифологии, обретшее многообразие форм благодаря поэту и живописцу, оставалось наследной собственностью и людей науки. Это наследие донесли до середины нашего века живые носители классической культуры — Эйнштейн, Бор, Тимирязев, Вернадский, Винер и десятки других героев научного познания. Конец классического образования более полувека назад грозит разорвать нить, связующую науку с гуманистическим фундаментом культуры, а это угрожает и всей культуре, и самой науке немалыми бедами, о чем сами ученые говорят все чаще. Если в сегодняшнем мире компьютер все же не стал новым божеством, то это происходит и потому, что поэт и художник запечатлели уже всю тщету научного самомнения — и через обширную иконографию доктора Фауста, и через крах гетевского Вагнера после его ликующей уверенности:
Свершается. И все прозрачней масса! В.Л. Глазычев Следующая страница: Старинные карты и картографы
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |