Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
ЗаметкиСкучаете? Отправляйтесь на поиск сокровищ! Коллекционеры и накопители Мысль и изображение Мифологический образСотворение мира и модель мирозданияБоги, герои, людиМифы и реальностьСтаринные карты и картографыВизуализация историиЛитературное отступление. «Талисман» Татьяны Латуковой Пушкин в дороге Можно ли найти в старом доме урну с прахом | Сотворение мира и модель мирозданияРай в его чарующей художников конкретности - результат процесса творения, занявшего, согласно мифу, шесть дней. Но ведь был и первый день! Библейская версия сотворения мира, столь поздняя в сравнении с шумерским прототипом, достаточно стара, чтобы утвердиться в роли обязательной для ста поколений картины праисторических событий.
Образное воплощение сюжетов Ветхого и Нового Заветов постоянно сталкивало художника с задачей визуализации труднопредставимого. И хотя типы основных композиций были каноническими, воображению художника оставался большой простор. Сотворение мира и Страшный суд, Благовещенье и Воскресение — необходимость всякий раз заново выстраивать версию все тех же сюжетов сыграла огромную роль в развитии конструктивного воображения. Первые же строки книги сталкивали человека с тяжкой проблемой образной неопределенности: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» Вышедшее из употребления прилагательное «безвидна» в Синодальном издании русского перевода проступает в оригинальным смысле при сопоставлении с каноническими переводами на романо-германские языки. Там везде: «неимевшая формы», «бесформенная».
В центре композиции – шесть дней творения, организуемые серебряным «пальцем», нисходящим от золотого диска с голубым кругом (Святой дух) в центре. Отвергнув аромат белых цветов послушания, Адам низвергается в бездну, но сразу поднимается свет Марии, рождающий Спасителя, божественное пламя которого разгонит тьму и спасет Адама.
Иллюстрация к древней иудейской рукописи на ту же тему: вверху справа — первичный хаос где Дух божий носится над водами; слева-разделение света и тьмы внизу справа — второй день, разделяющий воды и твердь; слева — третий день и сотворение растений.
Наконец в иллюстрации к рукописи Роберта Флудда 1617 года слову «Фиат» (да будет!) отвечает не слово «Свет», как в Писании, но великолепная изобразительная метафора светоносного полета, очерчивающего круг Вселенной. Все эти труднопредставимые по отдельности действия связаны присоединительным союзом «и», что отнюдь не облегчало работу воображения. Создание образных эквивалентов этим коротким, рубленым фразам стало задачей художников, которые вместе с теологами формировали привычный для нас, но некогда новый мир образных «моделей». Совершенный в своей наивной изобразительности образец такого рода творчества представляет композиция в одном из малых куполов собора св. Марка в Венеции.
Три концентрических кольца этой мозаики (XI век), из которых нижнее отдано истории первородного греха и изгнания из рая, среднее — событиям последних дней творения и центральное-событиям первых; непрерывные ленты текста, разделяющие кольца; золотой диск в центре купола — все это при взгляде снизу вверх создает одновременно эффект вращения и подъема. Могучий образ чувственно-достоверно и художественно-убедительно воплотил теологические представления о процессе и «механизме» сотворения вселенной. Вплоть до эпохи Возрождения любое знание постоянно вынуждено было соотносить себя с этой «моделью». Когда художник выстраивал образ Универсума, в котором ангелам отводилась роль механической силы, приводящей во вращение колеса мироустройства, перед нами именно такого рода соотнесение. Когда французский миниатюрист XI I I века изображал Создателя с циркулем в руке, это было такое соотнесение — недаром богословы обвиняли зодчих в том, что они узурпировали себе имя Архитектон, являющееся атрибутом одного лишь Бога. Живописное изображение обладает неизбежно конкретностью, оно в известном смысле уже несет в себе рациональное объяснение того, что должно было восприниматься как таинство без рассуждений. Неудивительно, что много раз, начиная с иконоборческого движения в Византии и завершая протестантской революцией на севере Европы, само изображение трактовалось как грех.
Архитектурное решение церковных зданий должно было воплощать в камне «модель» мироздания, но людям, проектировавшим и сооружавшим храмы, для выполнения этой задачи было необходимо решать множество проблем, относительно которых ни Священное писание, ни теологи не могли иметь сколько-нибудь осмысленного суждения.
Во всяком случае до конца XIV века архитектор-художник был ученым и инженером в значительно большей степени, чем ученый-схоласт. На этот парадокс обратил пристальное внимание В.И. Вернадский, великий ученый, философ, проникновенный историк науки. Планы католических соборов в форме латинского креста уподоблялись распятию (в ранних постройках алтарная часть несколько отклонялась в сторону, подобно упавшей на плечо голове Иисуса); четыре столпа традиционного православного храма уподоблялись апостолам, а купол, опиравшийся на них, — Христу; 13 глав Софии Киевской — Христос, окруженный 12-ю апостолами, и т. д. Долгие века различия между архитекторами и художниками не было: живописцу Джотто поручалось сооружение колокольни флорентийского собора, первоначально скульптором был создатель его купола Филиппо Брунеллески; архитектурные работы вели Рафаэль и Д.Вазари (первый подлинный историк искусства); живописец и скульптор Микеланджело двадцать лет был главным архитектором собора св. Петра.
Вне зависимости от теорий сотворения мира, будь то мифологические теории или строгие уравнения физики, творение не могло обойтись без ключевой необходимости любого преобразования пространства и материи - энергии. Научно-популярный сайт кафедры низких температур Московского Энергетического института предлагает подборку изданий, посвящённых современной энергетике: Физика низких температур. Энергетические процессы определяли как науку прошлого, так и современный мир, наполненный образами не только художественно-религиозными, но и научно-символическими. От задачи визуализации треднопредставимого человечество движется в сторону практического использования невероятных концепций, для которых не хватает среднего абстрактного мышления. И прогресс продолжается. Что нарисуют художники сегодня - возможно, будет создано завтра. В.Л. Глазычев Следующая страница: Боги, герои, люди
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |