Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


ЗаметкиКоллекционер А.П.Сапожников и «Мадонна Бенуа»
Картины Рембрандта в коллекции князей Голицыных
Коллекционер П.П.Семенов-Тян-Шанский
Русское искусство XX века в частных коллекциях
Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин
Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Холуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.О тебе радуется...
Пушкин в дороге


Картины Рембрандта в коллекции князей Голицыных

Михаил Александрович Голицын (1804-1860) - представитель старинного княжеского рода, коллекционер, дипломат и библиофил. Родившись в Москве, он почти все детство и юность провел в Париже. Состоял в - русской миссии во Флоренции, Риме, возглавлял посольство в Испании. Живя за границей, он прекрасно знал собрания знаменитых музеев', библиотек и картинных галерей. Часто покупал у антикваров различные произведения искусства, участвовал в аукционах. Его прежде всего привлекали картины старых мастеров, археология и книжные редкости.

Он собирал свою коллекцию, мечтая в дальнейшем открыть свой музей, в который был бы доступ всех желающих. Но мечта Михаила Голицына при его жизни не сбылась, он скончался за границей и был похоронен в итальянском городе Болонья. А художественная галерея, в основу которой легли Голицынские собрания, и получившая название Голицынского музея, была торжественно открыта в 1865 году. Гордостью коллекции были картины великих итальянских мастеров Тициана, Веронезе, Рубенса, Караваджо.

Предок Михаила Александровича — Д. А. Голицын, также был тонким знатоком искусства и послом в Париже и Гааге. С его помощью и при участии просветителя Дидро было приобретено собрание картин Пьера Кроза, одно из лучших во Франции. Это одно из самых ценных поступлений в Эрмитаж за всю его историю. Ведь в коллекции Кроза находились такие картины, как «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Святое семейство» и «Даная» Рембрандта. Одним из наиболее ценных приобретений Голицына в середине 1760-х годов для Эрмитажа было полотно Рембрандта - «Возвращение блудного сына»

Рембрандт ван Рейн. «Возвращение блудного сына»
Рембрандт ван Рейн. «Возвращение блудного сына»

Картина была написана в год смерти Рембрандта, который этим полотном словно подводит итог всех своих многолетних творческих исканий. Сюжет картины взят из Евангельской притчи.

«У одного человека было два сына. Младший сын сказал отцу: «Отец, отдай мне ту часть имения, которая мне причитается». Отец разделил свое состояние между сыновьями. Вскоре после этого младший сын собрал все и отправился в далекую страну. Там он стал бездумно растрачивать свои деньги, пока не расточил все, что имел. Вскоре в той земле наступила засуха, и не было дождя. По всей стране начался голод, и младший сын оказался в нужде.

Он пошел и нанялся на работу к одному жителю той страны. Тот послал его к себе на поле кормить свиней. Он был так голоден, что рад бы был поесть корм для .свиней, но даже этого ему никто не давал, наконец, одумавшись, он сказал сам себе: «Сколько слуг у отца моего, и все имеют еду в изобилии, а я умираю здесь от голода. Пойду к отцу своему и скажу ему: «Отец. Я согрешил перед Богом и тобой. Я больше не достоин называться твоим сыном, позволь же мне быть твоим слугой».

И пошел он к отцу. Когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Подбежав к сыну, он обнял его и расцеловал. Сын сказал ему: «Отец! Я согрешил перед Богом и перед тобой и недостоин больше называться твоим сыном». Но отец сказал слугам: «Побыстрее принесите лучшую одежду и наденьте на него. Дайте перстень ему на руку и обувь на ноги. Приведите откормленного теленка, заколите его и станем праздновать и веселиться, ибо сын мой был мертв — и ожил, пропал и нашелся». И стали они веселиться».

Рембрандт изобразил на переднем плане старого отца, который нежно прижимает к себе сына, стоящего перед ним на коленях. Лица сына почти не видно, но весь его облик свидетельствует о том, что жизнь его была тяжелой. Обритая голова говорит о том, что сын, возможно, побывал в тюрьме. Один башмак совершенно стоптан, другой упал с ноги, и видна жесткая крупная ступня. Склоненный над сыном отец весь проникнут чувством любви и радости, руки нежно гладят плечи сына. Общий темный фон выделяет ярко освещенные фигуры отца и сына, кажется, они сами излучают свет. На картине отец изображен ослепшим от горя. Четыре свидетеля молча наблюдают сцену возвращения, и у каждого свое отношение к происходящему.

Гениальный художник Рембрандт родился 15 июля 1606 года. Он был пятым ребенком в семье мельника Харменса Герритсона ван Рейна и его жены Корнелии, дочери булочника., Мальчика назвали Рембрандт Харменс ван Рейн. Отец Рембрандта не имел фамилии, потому что был мельником, а ван Рейн означало, что мальчик родился на реке Рейне.

Самостоятельным художником Рембрандт стал в девятнадцать лет, уехав в Амстердам. Для художников того времени настала счастливая пора. Голландия обрела независимость от Испании и быстро начала богатеть. Голландские купцы хотели увековечить себя для потомков на портретах, и художники Франс Гальс и Рембрандт стали самыми любимыми портретистами.

Рембрандт в ту пору был богат и знаменит и он сам стал коллекционером. Он коллекционировал китайский фарфор, восточное оружие и. одежду, венецианское стекло. Покупал античные статуи, произведения Микеланджело, итальянских и испанских художников. Часто он делал зарисовки с купленных вещей, и предметы своей коллекции изображал на картинах. Коллекции вдохновляли его на творчество. Когда он покупал на аукционах картины, то платил очень большие деньги, говоря при этом, что хочет, чтобы профессия художника была уважаемой.

В 1634 году он женился на Саскии ван Эйленбург. Рембрандт очень любил свою жену и часто рисовал ее, несмотря на то что Саския не была классической красавицей. Рембрандт написал ее в виде Флоры — богини весны, облаченной в пышные фантастические одеяния, на голове Флоры цветы и листья плюща, в руке небольшой жезл, увитый цветами.

Через два года после «Флоры» Рембрандт написал «Данаю» на мифологический сюжет. Даная лежит на кровати в ожидании Зевса, который приходит к ней в виде золотого дождя. Не так давно эта картина пострадала, но в настоящее время она заняла свое место в экспозиции Эрмитажа после реставрации.

В Эрмитаже находится одно из лучших в мире по своей значимости собрание картин Рембрандта. «Портрет старика в красном», «Давид и Урия», «Молодая женщина, примеряющая серьги», «Давид и Ионафан», «Святое семейство». «В «Святом семействе» на первом плане изображена, конечно же, детская колыбелька с младенцем Христом, над ним склоняется дева Мария, похожая на простую голландскую женщину, на заднем плане — Иосиф занимается плотницким делом. И за всей этой сценой наблюдают возникшие в углу ангелочки.



Следующая страница: Коллекционер П.П.Семенов-Тян-Шанский



      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Картины Рембрандта в коллекции князей Голицыных  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  Приключенческий роман Татьяны Латуковой - Талисман  
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2019.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта