Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


ЗаметкиКоллекционер А.П.Сапожников и «Мадонна Бенуа»
Картины Рембрандта в коллекции князей Голицыных
Коллекционер П.П.Семенов-Тян-Шанский
Русское искусство XX века в частных коллекциях
Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин
Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Холуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.О тебе радуется...
Пушкин в дороге


Коллекционер А.П.Сапожников и «Мадонна Бенуа»

В Эрмитаже находится всего две картины великого Леонардо: «Мадонна Бенуа» (иначе ее называют «Мадонна с цветком») и «Мадонна Литта». Выставлены онив «зале Леонардо да Винчи» — самом большом зале Старого Эрмитажа.

«Мадонна с цветком» — это первая картина Леонардо да Винчи. В 1476 году он окончил свое обучение у Верроккьо во Флоренции, где учился с четырнадцати лет и стал самостоятельным художником. На картине изображена мадонна — мать Христа с младенцем на руках. Но эта мадонна совсем непохожа на тех мадонн, которых писали в те времена итальянские художники. Юная, веселая, с ласковой улыбкой на губах, она смотрит, как младенец тянется за цветком. Одета и причесана по моде XV века. Солнца на картине не видно, но его лучи заполняют комнату, играют на брошке на груди мадонны. Все словно окутано воздушной голубоватой дымкой, похожей на ту, что бывает по вечерам во Флоренции. Благодаря непревзойденному владению светотенью-постепенным переходом от света к тени-фигуры кажутся словно вылепленными, а тело ребенка живым и объемным.

Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»)
Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»)

Как попала эта картина в Эрмитаж? Благодаря астраханскому коллекционеру Александру Петровичу Сапожникову (1788-1827), наследнику богатого рыбопромышленника. Ero имя прежде всего связано с картиной Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». От своего отца он унаследовал вместе со своим братом Алексеем не только торговое рыбопромышленное дело, но и страсть к собирательству. В реестре картин Сапожникова на 1827 год насчитывалось свыше восьмидесяти полотен фламандских, итальянских, французских, немецких мастеров и одиннадцать работ русских художников.

Какие-то картины Сапожников купил при распродаже галереи А. И. Корсакова, другие картины на различных аукционах и в антикварных магазинах. Но самой большой ценностью собрания Сапожникова была, конечно же, «Мадонна с цветком».Первоначально картина была написана на дереве. В результате разрушения древесной основы в 1824 году картина была перенесена на холст академиком Коротковым.

«Мадонна с цветком» попала в семью Бенуа от правнучки Александра Петровича Сапожникова — Марии Александровны Сапожниковой, которая вышла замуж за Леонтия Бенуа. Семья Сапожниковых-Бенуа отказалась от многочисленных предложений продать картину Леонардо в Америку,или Англию, а предоставила ее Эрмитажу. С тех пор и стала «Мадонна с цветком» называться «Мадонной Бенуа».




Следующая страница: Картины Рембрандта в коллекции князей Голицыных



      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Коллекционер А.П.Сапожников и «Мадонна Бенуа»  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  Приключенческий роман Татьяны Латуковой - Талисман  
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2019.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта