Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


ЗаметкиО тебе радуется...
Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Холуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.Пушкин в дороге
Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин





Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин

Гай Цильний Меценат

В Римской империи, в последних десятилетиях до нашей эры, жил один очень богатый и просвещенный человек, звали которого - Гай Цильний Меценат. Когда он родился — неизвестно, предположительно в промежутке между 74 и 64 годами до н. э., а умер в 8 году до н. э. Меценат был удивительным человеком. Приближенный и друг императора Августа, он помогал Августу бороться за власть и выполнял многочисленные дипломатические поручения императора. Но в истории его имя осталось совсем не поэтому. Меценат был, пожалуй, первым в истории покровителем искусств, во всяком случае, первым известным покровителем.

Сам Гай Цильний очень любил поэзию и любил писать стихи, правда, это у него получалось достаточно плохо. Зато он превосходно разбирался в поэзии и литературе. Но самое важное — Меценат чрезвычайно любил всячески помогать поэтам и иным людям, занимающимся искусствами. Гай Меценат организовал вокруг себя кружок, в который вошли самые лучшие поэты того времени, поэты, создавшие бессмертные произведения.

В кружок входил Вергилий, автор «Энеиды», она впоследствии стала национальным эпосом римлян. Меценат всячески его поддерживал в труде над «Энеидой», которую Вергилий писал весьма долгое время. В кружке состоял и великий поэт Гораций. А ему Меценат подарил целое поместье, чтобы Гораций мог спокойно, не отвлекаясь на городскую суету, сочинять дивные поэтические строки. И гениальные поэты увековечили имя Мецената, посвящая богатому и щедрому другу свои лучшие произведения. Вергилий посвятил Меценату «Георгики», а Гораций свои оды.

С тех пор имя Меценат стало нарицательным. Его присваивают тем людям, которые покровительствуют искусствам и литературе, кто материально поддерживает не слишком-то богатых творцов, занимающихся созданием прекрасного. Чтобы последние не думали о хлебе насущном, а трудились лишь над своими шедеврами, для того чтобы прославить в веках имя свое, а заодно и имя своего мецената.

Николай Борисович Юсупов

Николай Борисович Юсупов (175О-1831) — знаток искусства, дипломат, меценат и коллекционер. Когда учился в Туринском университете, встречался с такими выдающимися людьми, как Бомарше, Руссо, Вольтер. Он состоял -на дипломатической службе во многих странах: Италии, Франции, Англии, Испании. По поручению Екатерины П приобретал картины для Эрмитажа. С 1796 по 1799 rr. заведовал Эрмитажем. При Юсупове Эрмитаж был преобразован в дворцовый музей. Затем он руководил созданием экспозиции Оружейной палаты, которая по специальным билетам стала доступной для осмотра.

Н. Юсупов всю жизнь занимался собиранием и составлением своих коллекций. В его коллекционное собрание входили живопись и скульптура, различные художественные изделия французских, итальянских, голландских и фламандских художников и мастеров. Редкие рисунки, античные мраморы, старинная бронза, китайский и японский фарфор, изделия Севрского и Мейсенского фарфоровых заводов, ковры и гобелены. Мебельные гарнитуры в стиле классицизма, русский фарфор заводов Гарднера и Попова. В его библиотеке насчитывалось более 18 тысяч книг, включая издания XV века. Юсупов создал знаменитый крепостной театр в Архангельском, здание которого сохранилось до наших дней.

В 1919 году коллекции князей Юсуповых стали принадлежать государству, они послужили основой создания музеев в Петрограде — «Бывшая Юсуповская галерея», во дворце на Мойке, и музея-.усадьбы «Архангельское» в Подмосковье. Сейчас собрание Юсуповых находится в Архангельском и Музее изящных искусств, часть собрания поступила в Эрмитаж. Около двух тысяч книг были переданы в библиотеку Румянцевского музея.

Козьма Терентьевич Солдатенков

Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901) — потомственный купец, все свое детство провел в лавке своего отца, служа «в мальчиках». Когда он самостоятельно начал заниматься торговлей, то очень быстро разбогател, Солдатенков был акционером компании по строительству железных дорог и пайщиком ряда банков. Его состояние оценивалось в 8 миллионов рублей. Занимался он и издательской деятельностью, и благотворительностью, и коллекционированием.

Собрание картин Солдатенкова было вторым после собрания Третьякова. Увлечением Солдатенкова являлось русское искусство, он любил собирать картины русских художников. В его коллекции были такие всем известные картины, как «Чаепитие в Мытищах» и «Проводы покойника» Перова, «Завтрак аристократа» Федотова, первоначальный эскиз А. А. Иванова к картине «Явление Христа народу». Солдатенковская библиотека насчитывала 2О тысяч книги Также у него была собрана большая коллекция икон. Солдатенков являлся членом — учредителем Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее. И ежегодно он жертвовал музею по тысяче рублей.

Но большинство москвичей помнит Солдатенкова по «солдатенковской» больнице. Солдатенков пожертвовал на строительство в Москве бесплатной больницы для всех сословий 2 миллиона рублей! Открыта была больница в 1910 году, уже после смерти благотворителя. «Солдатенковская» больница существует и в наши дни, правда., сейчас она называется «Боткинской», в честь Боткина. В 1991 году перед зданием больницы был установлен бюст Козьмы Терентьевича Солдатенкова.

По завещанию, все коллекции Солдатенкова после его смерти поступили в Румянцевский музей. А это 270 картин и вся библиотека. После закрытия Румянцевского музея книги Солдатенкова были переданы в библиотеку имени Ленина, а картины поступили в Третьяковскую галерею. О Солдатенкове часто писали в газетах. Одна из статей о нем называлась «И миллионы покорив, не покорился миллионам». И действительно, Солдатенков, наживший огромное состояние, практически все принадлежавшие ему капиталы пожертвовал на благотворительные цели, на благо всего российского общества, в помощь нуждающимся, обездоленным, больным и престарелым. И всем тем, кто создавал замечательные произведения искусства, которые до настоящего времени являются гордостью всей России.

Федор Михайлович Плюшкин

Федор Михайлович Плюшкин до того был страстным коллекционером, что из коллекционера постепенно превратился в собирателя. Его собрание старины настолько быстро пополнялось, что Плюшкин не успевал изучать все свои экспонаты. Увлечение собирательством настолько поглотило его, что Федор Михайлович не успел составить перечня своих коллекций, не говоря уже о каталоге. В настоящее время коллекция Плюшкина является основой Псковского историко-художественного музея. 4О лет коллекционер посвятил собирательству своих сокровища.

Плюшкин родился в небогатой семье, на Валдае. Поселившись в Пскове, он занялся торговлей и открыл галантерейную лавку. Но в жизни его интересовала совсем не галантерейная торговля, а старинные вещи и произведения искусства. Всего в доме Плюшкина было 9 комнат и все до единой комнаты были отданы предметам многочисленных коллекций.

Современники рассказывали о Плюшкине, описывая его удивительный дом-музей: лестница, ведущая на второй этаж его дома, была вся завешана картинами, иконами, старинными ружьями и всяческой старой утварью. «Далее шел ряд комнат, которые собственно и составляли помещение музея, расположенного в жилых помещениях хозяина и его семьи. Сокровища размещены где только возможно, без всякой системы: - картины и портреты развешаны по стенам... иконы теснятся возле больших пейзажей или маленьких силуэтов в старинных рамах. А возле стен, в витринах и на шкафах, громоздится фарфоровая посуда, самовары чуть ли не петровских времен, старинные часы, древнее оружие и тому подобное».

Экспонаты коллекции Плюшкина находились даже на улице. Возле крыльца его дома стояла старинная пушка, рядом лежали большие каменные ядра. Всего же у Плюшкина насчитывалось около миллиона всевозможных предметов старины и искусства!

Очень гордился Плюшкин своим мюнцкабинетом, в 84 ящиках которого хранились более 1ОО ООО монет. Такого собрания монет в то время не имел даже Эрмитаже. Особенно полно были представлены в мюнцкабинете монеты Пскова.

Федор Михайлович коллекционировал и старинные рукописи и грамоты. У него были грамоты царя Ивана Грозного, письма Суворова, автографы Потемкина и Гоголя. Среди картин самыми значительными были полотна Левицкого, Брюллова, Пуссена и Тенирса.

После смерти собирателя наиболее ценные вещи были приобретены для российских музеев. Из дома Плюшкина в Петербург увезли 300 больших ящиков с экспонатами Правда, чрезмерная увлеченность собирательством, неразборчивость в приобретении вещей и всеядность собирательства, вызывали у современников коллекционеров многочисленные насмешки над Плюшкиным. Зато сокровища Плюшкина сейчас хранятся и в Эрмитаже, и в Русском музее, и в библиотеке Академии наук.





      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта