Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


КирпичиКирпич Ивана Рахманова
Кирпич Пелагеи Миловановой
Кирпич Торгового дома Помеловых
Кирпич Ивана Герасимова
«Кирпич ожиганный»
Первые московские здания из кирпича
Московский кирпич XV века
Приказ каменных дел и организация кирпичного производства в XVI-XVII веках
Преимущества кирпичного строительства
Керамическая черепица
Кирпичная Москва XVII-XIX века





«Кирпич ожиганный»

С.И.Баранова

«И сказали друг другу, наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести». Эти слова из Священного Писания относятся к истории строительства Вавилонской башни. Они полны глубокого религиозно-философского смысла и несут вполне конкретную информацию, которую подтверждает древнегреческий историк Геродот, описывая Вавилонское царство. В своей «Истории» он пишет: «Лишь только выкопали ров, то взятую оттуда землю стали употреблять для выделки кирпича. Изготовив достаточное количество сырых кирпичей, обжигали их в печах. Вместо цемента строители пользовались горячим асфальтом и через каждые тридцать пять рядов закладывали между камнями камышовые плетенки».


Миниатюра «Строительные работы» из рукописной книги XVI века «Козьма Индикоплов»
Миниатюра «Строительные работы»
из рукописной книги XVI века «Козьма Индикоплов»
с изображением строительства Вавилонской башни


История отечественного кирпича, не соперничая с библейской, также ведет многовековую летопись. Она запечатлела появление и распространение на Руси «строительного материального элемента небольшого формата, приноровленного к удобству русской кладки», как сказано о нем в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

Каким же был этот кирпич, когда он, «приноровившись к русской кладке», стал главным строительным материалом?

Привычное выражение «Москва белокаменная» давно ассоциируется с образом древней столицы, и это не случайно. Хорошо известно, что первые каменные здания Москвы были построены из белого камня-известняка в традиции владимиро-суздальского зодчества XIII века. Это не дошедшие до наших дней первые храмы и стены Московского Кремля Х1Ч столетия и немногие сохранившиеся памятники той эпохи — кремлевская церковь Рождества Богородицы, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Все это и дало основание наречь Москву «белокаменной», что было не только поэтическим эпитетом.

И все же в это время в Москве, как и повсюду, преобладала деревянная застройка. Перед глазами путешественников, которые приезжали сюда в XVI веке, представал город, выстроенный из дерева. Это отметил и австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший на Руси в 1517 и 1526 годах. Он писал о Москве в изданных в 1549 году «Заметках о московитских делах». «...самый город деревянный и довольно обширен... Жилые городские дома (за исключением принадлежавших боярам и богатейшим из купцов и немцев, которые на дворах своих имеют каменные палаты) построены из дерева».

Месторождений пригодного для строительства камня на Руси было не так много. Известны Мячковские каменоломни у села Мячкова на реке Пахре под Москвой и Старицкие на Волге, откуда и доставляли этот строительный материал в самые отдаленные места Руси. Для московских белокаменных построек использовали главным образом привозной мячковский известняк, который и представляет собой то, что называлось белым камнем. Очевидно, что строительство требовало сложной, трудоемкой работы по добыче камня, его обработке и транспортировке.

В домонгольской Руси знали и смешанную каменно-кирпичную кладку, сочетавшую ряды камней разных размеров и древнего кирпича — плинфы. Из плинфы, привезенной византийскими мастерами еще в конце Х века, возведены многие древнейшие памятники домонгольской Руси, такие, как Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве или Спасо-Преображенский собор в Чернигове, то есть в приднепровских княжествах это производство было налажено уже в конце Х века. В домонгольскую эпоху и в городах северо-восточной Руси наряду с белокаменными храмами возводили сооружения из плинфы.

Это древнее слово бытовало долго. В старинной песне, рассказывающей о том, как Иван Грозный в 1571 году осматривал в Вологде новый собор, есть такие строки:

A как стали после свод сводить,
Туда царь сам не коснел ходить,
Надзирал он над наемники,
Чтобы Божий крепче клали храм,
Не жалели б плинфы красный
И mou извести горючим.
Когда царь о том кручинился,
В храме новоем похаживал,
Как из своду туповатова
Упадала плинфа красная,
Попадала ему в голову,
Во головушку во буйную,
В мудру голову во царскую...

Ко времени описанных в песне событий слово кирпич» уже было хорошо известно москвичам, ведь в московских летописях свидетельства о кирпичном строительстве встречаются с середины XV века. Но ни одно из ранних кирпичных сооружений, о которых идет речь в этих документах, не сохранилось. На вопросы, связанные с началом кирпичного строительства, пытались ответить многие исследователи. Крупнейшими из них были московские ученые — В.П. Выголов и С.С. Подъяпольский, искавшие ответы не только в текстах летописей, но и в кладках старинных построек.




Следующая страница: Первые московские здания из кирпича



      • Главная   • Старые кирпичи   • «Кирпич ожиганный»  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта