Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


КирпичиКирпич Ивана Рахманова
Кирпич Пелагеи Миловановой
Кирпич Торгового дома Помеловых
Кирпич Ивана Герасимова
«Кирпич ожиганный»
Первые московские здания из кирпича
Московский кирпич XV века
Приказ каменных дел и организация кирпичного производства в XVI-XVII веках
Преимущества кирпичного строительства
Керамическая черепица
Кирпичная Москва XVII-XIX века


Кирпичная Москва XVII-XIX века

С.И.Баранова

Средневековые зодчие в полной мере оценили возможности кирпича как нового строительного материала, позволяющие при меньших затратах и использовании стандартного, не требующего «доводки» кирпича сократить время, средства и количество занятых на строительстве рук. А главное, они могли сооружать из этого материала постройки на любой вкус — от церквей и царских дворцов до палат для знати и богатых московских гостей — купцов. Кирпичное строительство изменило и географию каменного зодчества, выведя его за пределы Москвы и ее окрестностей.

Кирпич как основной строительный материал во многом сформировал особый характер русской архитектуры XVII-XVIII веков. Строившиеся из него многообразные, сложные по композиции и декору сооружения формировали художественные вкусы нескольких эпох. Мастера буквально плели «кирпичные кружева».


Кирпичный, белокаменный и изразцовый декор церкви Живоначальной Троицы в Останкине
Кирпичный, белокаменный и изразцовый декор
церкви Живоначальной Троицы в Останкине
1677-1692 гг.


К концу XVII века система управления строительством через Приказ каменных дел стала чрезмерно громоздкой. Кроме того, произошла обычная российская история, о которой известный историк В.Н. Татищев писал: «Некоторые каменные великие дома построили, но казну оную, почитай, всю расхитили, ибо многие написали, что брали припасы, но подлинно брали деньги и, в иные пользы употребя, просили, чтоб для учинившегося ему какого несчастия на нем не взыскивать, что по щедрости того государя и жаловано... Тако едва пятая часть в казну возвратилась».

К 1701 году здание упраздненного Петром Каменного приказа было разобрано: «В Мoскве в Китай-городе дворы боярские Одоевского и Салтыкова и церкви и Каменный приказ и судный дворцовый и все каменные строения сломаны».

Затем последовали многочисленные указы, способствовавшие развитию кирпичного производства. Так, в 1713 году было разрешено казенные кирпичные заводы «продавать охочим людям» и в дальнейшем «кирпич делать и продавать всяких чинов людям довольною ценою», что привело к росту частных заводов. Эта политика была продолжена в XVIII столетии Комиссией для строения городов Санкт-Петербурга и Москвы, считавшей «собственное хозяйство всегда ...лучшим средством в правлении заводском и экономическом противу всякого учреждения, основанного на командном управлении».

И всё же заводов было явно недостаточно. Не случайно указы, регламентирующие застройку Первопрестольной, строго запрещали строить без специальных разрешений какие-либо здания, кроме кирпичных и черепичных заводов.

Строительная политика Петра I не только поощряла каменное — кирпичное строительство, но и регулировала городскую застройку. Указ 1704 года запретил «строить палаты каменные, как и прежде сего строили» и предписал «возводить дома по большим улицам и по переулкам, а не посредь дворов своих». В 1718 году он был подкреплен указом «О строении в Москве в Китае каменных зданий по улицам, а не во дворах», а в 1720-м — указом «Об исправлении каменного строения в Москве».

Указание строить «по улицам» в первую очередь касалось Москвы. Еще в 1700 году в одном из подметных писем, подкинутом всесильному Меншикову для передачи Петру I, говорилось, что в Москве «каменного строения множитца, а от пожаров мало в них сохранения, потому что каменное строение строят как кто соизволит». Поэтому повелевалось «быть каменному строению стенами по улицам, чтобы от пожаров была защита».


Кирпичный и белокаменный декор церкви Живоначальной Троицы в Останкине
Кирпичный и белокаменный декор
церкви Живоначальной Троицы в Останкине
1677-1692 гг.


Дальнейшая история производства кирпича — это особый, увлекательный рассказ о создании в России обширной сети заводов, о многочисленных указах, направленных на увеличение производства кирпича, улучшение его сортности, регламентацию размеров, о ценах и технологических новшествах. Раннюю историю отечественного кирпича можно заключить словами того же В.Н. Татищева, который призывал: «А всего лутче, где можно, старатьца иметь строение все каменное и для этого делать кирпичные заводы».

Если же говорить о нашем городе Х1Х — начала XX века, то можно использовать хотя и не очень поэтичное, но безусловно точное определение — «Москва кирпичная». Сделав выбор в пользу этого строительного материала, москвичи уже не изменяли ему. Увлечения другими строительными материалами были вызваны скорее экономическими причинами, но вновь и вновь горожане признавали, что кирпичное жилье остается самым комфортабельным. И это несмотря на то, что кладка кирпичных стен, как и несколько веков назад, остается ручной работой. Экскаваторы, бульдозеры, подьемные краны во многом ускорили и облегчили строительство, но так и не заменили руки каменщика.

Московский старожил Ю.А. Федосюк в своих «Воспоминаниях о Москве 1920-x — 1930-х годов» пишет о строительстве дома по Подсосенскому переулку, 13 — первой увиденной им в детстве стройке: «Я внимательно следил за ходом строительства, рисовал на картоне различные его стадии, не ленясь вырисовывать каждый кирпичик. Строили вручную: сначала землекопы вырыли котлован, затем каменщики заполнили его глыбами белого (бутового) камня и залили цементом. Потом бородатые мужики в парусиновых передниках ловко клали ряды кирпичей, промазывая промежутки раствором. Каменщики вели себя как аристократы, это все же были мастера; они покрикивали на чернорабочих, таскавших «на горбу», с помощью особого устройства — «козы», кирпичи по шатким мосткам и трапам. Никаких строительных кранов, одна лишь физическая сила. Кажется, только бочки с раствором поднимались к местам кладки на блоках». А о качестве кладки могут судить современные москвичи.

Для современных архитекторов-реставраторов старый кирпич является в некотором смысле эталоном — в первую очередь качества, которое прошло проверку временем и до сих пор поражает специалистов; Когда в 1947 году лаборатория Керамики АН СССР под руководством крупнейшего исследователя в данной области А.В. Филиппова по предложению Комендатуры Московского Кремля приступила к работам по реставрации кремлевских стен и башен, к реставрационным материалам, главным образом к кирпичу, предъявлялись строжайшие требования. Так, размер его был задан со следующими допусками: +1 см по длине, +0,5 см по ширине и +0,5 см по толщине. Из других требований можно отметить категорическое недопущение недожога кирпича - сквозных трещин ни на одной его стороне. Особо оговаривались нормы: водопоглощение, морозостойкость, вес с допусками +5 %. Цвет кирпича, как говорилось в документе, «должен соответствовать эталонам старого кремлевского кирпича, представленного Стройотделом Комендатуры Московского Кремля. Приемка по цвету производится на образцах в количестве не менее 15 штук, отобранных от выработанной партии и выложенных насухо в виде стенки на открытом воздухе с добавлением к ней эталонных кирпичей. Осмотр производится на расстоянии 10 м от выложенной стенки». И еще одно непреложное требование: «Каждый кирпич должен иметь нательное клеймо с наименованием завода и года изготовления».

Невольно вспоминаются слова старых потомственных каменщиков, которые на вопрос: «Почему же в кладке такие ровные швы и безупречные углы?» — отвечали: «Так ведь плохо работать никак нельзя, от Бога совестно, а от хозяина боязно, да и сами мы из той же глины по образу и подобию Божьему».






      • Главная   • Старые кирпичи   • Кирпичная Москва XVII-XIX века  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта