Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


КирпичиКирпич Ивана Рахманова
Кирпич Пелагеи Миловановой
Кирпич Торгового дома Помеловых
Кирпич Ивана Герасимова
«Кирпич ожиганный»
Первые московские здания из кирпича
Московский кирпич XV века
Приказ каменных дел и организация кирпичного производства в XVI-XVII веках
Преимущества кирпичного строительства
Керамическая черепица
Кирпичная Москва XVII-XIX века





Московский кирпич XV века

С.И.Баранова

Каким же был первый московский кирпич? Несмотря на отсутствие ранних кирпичных построек, имеющиеся находки все же позволяют говорить о московском кирпиче того времени. Но прежде напомним, что привычный современный кирпич имеет, как правило, размеры 25 х 12 х 6,5 см.

Об облике раннего московского кирпича может свидетельствовать пол, раскрытый в 1967-1968 годах на большой глубине в Успенском соборе Московского Кремля: он выстлан кирпичом размером 30,2-32,5 х 15,1-16,4 х 3,5-4,3 см. В.П. Выголов назвал этот кирпич плинфообразным, хотя с домонгольской плинфой его связывает лишь незначительная толщина. На территории Кремля в слоях второй половины XV века были найдены и иные кирпичи, несколько отличающиеся пропорциями от первого 27(28) x 16(17) x 5(6) см.

Соотношение ширины и длины этого типа кирпичей ближе к домонгольской плинфе, но вот толщина по сравнению с плинфой значительно больше. Такие кирпичи в виде отдельных находок и в составе кладок были найдены: в 1960-х годах — в выстилке пола, перекрывавшей остатки разобранной стены «первоначального» Успенского собора (1472-1474 гг.) и примыкавшей к северной стене ныне существующего здания, и в 1997 году — в кладке сохранившейся в земле стены середины XV века в нынешнем Большом Кремлевском дворце.

Аналогичные кирпичи обнаружены в кладке в подклете сеней Грановитой палаты, где они соседствовали с другими, более поздними. Видимо, в ход пошли кирпичи из старых запасов, использованные в 1487 году, когда началось строительство (что было не редкостью). Это подтвердила совсем недавняя находка: в 2004 году в кладке Патриарших палат XVII века были найдены плинфообразные кирпичи (27x17x5 см) из разобранных стен построек Митрополичьего двора, взятые и использованные повторно.

Кирпич ранних московских построек можно представить и по кладке сохранившихся кирпичных сооружений Центральной России, относящихся к последней четверти XV века, — Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры (147б год), собора Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере (1481 год), Спасо-Преображенской церкви в Угличе (1480-е годы). В этих памятниках использовался кирпич схожих размеров: в Духовской церкви — 30 x 20 x 6 см, в Спасо-Каменном монастыре — 2б(28) х 15,5(17) x 5,5 см, в Спасо-Преображенской церкви — 29 х 19,5 х 6 см. Как видим, они близки ранним московским кирпичам.


Миниатюра «Возведение каменной постройки» 
из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»
Миниатюра «Возведение каменной постройки»
из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»
с изображением строительства кирпичной постройки


Новый материал — кирпич — все настойчивее вытеснял из архитектурной практики столицы белый камень, но мастерство возведения кирпичной кладки крупных сооружений приходило не сразу. Это показала строительная катастрофа 1474 года: рухнул возводившийся в Кремле Успенский собор. Возможно, виной тому было землетрясение, о котором пишут летописи. Но приехавший в Москву для строительства нового собора итальянский зодчий Аристотель Фиораванти (Fiorovanti) считал, что ошибка московских мастеров была в жидком растворе: «известь жидко растворяху, ино не клеевито».

В это время в русскую столицу приезжает немало иноземных мастеров. Среди них были известные «своим мастерством и работишкой» зодчие-итальянцы: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Соляри, Иван Фрязин, — у которых начали учиться русские мастера. Итальянцы, и в первую очередь Аристотель Фиораванти, знакомят москвичей с европейскими строительными приемами. Тексты летописей содержат сведения о новых технологиях, внедренных Фиораванти: «Они известь... как тесто густое растворяша, а мазаша лопатками железными, а камень ровный внутри класти повеле».


Миниатюра «Городское строительство в Москве в конце XVI века» с изображением Аристотеля Фиораванти
Миниатюра летописного свода XVI века
«Городское строительство в Москве в конце XVI века»
с изображением Аристотеля Фиораванти (в правом нижнем углу)


Итальянцы же научили применять в строительстве железные скрепы: «...и межу столбов, идеже брусие дубовое в наших церквах, то все железо сковав положи». Они продемонстрировали непривычное москвичам искусство сноса старых зданий: «...ту же церковь розби сицевым образом: три древа постави и концы их верхние совокупи воедино, и брус дубовый обесив на ужищи, посреди их поперег, и конец его обручем железным снова и раскачиваючи разби. А иные стены с исподи подобра и поление поставлял и всю на поление поставии и зазже поления, и стены падошася. И чудно видети, еже три года делали во едину неделю и меншу розвали, еже не поспеваху износити каменная». Немало было и других новшеств.

Итальянские инженеры той эпохи в строительстве умели буквально все. Фиораванти ввел в практику новый, более качественный кирпич. При его участии за Спасо-Андрониковым монастырем, где в районе нынешнего Калитниковского кладбища находились залежи глины, построили кирпичный завод. Уже в 1474 году начали делать кирпич: «И кирпичную печь доспе за Ондроньевым монастырем в Калитникове, в чем ожигати, и как делати, нашего Рускаго уже да продолговатые и тверже...» «Аристотелев» кирпич действительно был более продолговатым: 28 х 12 х 6,5 см; тем самым подтверждается, что бытовавший до этого кирпич московский был шире.

Как видим, теперь летописи со всей определенностью пишут о кирпиче, отделяя его от естественного камня. Более того, при описании строительства Успенского собора уточняется, что кладка одних столбов была из камня, других — из кирпича.

Столь же определенны тексты летописей под 1482-1483 годами, где сообщается о закладке кирпичной церкви Спаса и «полаты кирпичной с казнами» около церкви Благовещения; а также под 1485 годом — о возведении Василием Образцом и Головой Володимеровым кирпичной палаты, а Дмитрием Володимеровым сыном Ховриным — кирпичной палаты и ворот. Уточняется материал кладки и в летописи под 1499 годом, где речь идет о строительстве великокняжеского дворца в Кремле, когда князь великий Иван III «велел заложить двор свой, полаты каменные и кирпичные...», куда, как сообщает летопись, его сын князь Василий III «вшел... в новый двор кирпичной жити...».

С этого времени летописные сообщения о московском строительстве по большей части перестают разграничивать каменное и кирпичное строительство. Сведения о кирпичных постройках еще встречаются, но они уже явно не имеют систематического характера. Даже такие дошедшие до нас кирпичные сооружения, как Благовещенский собор, церковь Ризоположения, кремлевские стены и башни, характеризуются в летописях только как каменные. Совершенно очевидно, что возведение московских зданий из кирпича к концу XV столетия уже не воспринималось как новшество и определение «каменный» часто обозначало «кирпичный».




Следующая страница: Приказ каменных дел и организация кирпичного производства в XVI-XVII веках



      • Главная   • Старые кирпичи   • Московский кирпич XV века  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта