Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


КирпичиКирпич Ивана Рахманова
Кирпич Пелагеи Миловановой
Кирпич Торгового дома Помеловых
Кирпич Ивана Герасимова
«Кирпич ожиганный»
Первые московские здания из кирпича
Московский кирпич XV века
Приказ каменных дел и организация кирпичного производства в XVI-XVII веках
Преимущества кирпичного строительства
Керамическая черепица
Кирпичная Москва XVII-XIX века





Первые московские здания из кирпича

С.И.Баранова

Первым упомянутым в летописи зданием, при строительстве которого использовался кирпич, была церковь Воздвижения Честного Креста Господня (Крестовоздвиженская), возведенная в 1450 году в Кремле по заказу купца — гостя, вскоре пожалованного в бояре, Владимира Григорьевича Ховрина.

Однако большинство летописей описывает церковь просто как каменную, не уточняя названия материала-естественного камня или кирпича. И лишь в сообщениях Софийской (первой) и Ермолинской летописей, а также в Сокращенных летописных сводах 1493 и 1495 годов Воздвиженская церковь названа кирпичной. В ранних летописях не принято было уточнять это различие. Два названия материала в тех же летописных сводах встречаются и при описании Введенской церкви на Симоновском подворье, построенной в 1458 году.

Чуть позже, в 1467 году, эта диковинная для того времени кладка была использована в другом сооружении Московского Кремля — соборе Вознесенского монастыря. Летописи сообщали, что «оделаша... около всю новым камением да кирпичом ожиганым», то есть храм строили в технике смешанной кладки — из кирпича и камня. Летописцы при описании строительства отмечали новизну не только материала, но и сочетания двух материалов.

Белокаменный собор, заложенный в 1407 году, пострадал во время пожара и был достроен знаменитым зодчим Василием Дмитриевичем Ермолиным. Ермолин не стал разбирать остатки старого здания, а применил новую технику, обложив камнем и кирпичом стены храма, который, простояв около двадцати лет, снова практически погиб в огне пожара. Исследователи древнерусской архитектуры предполагают, что стены достроенного Ермолиным собора изнутри были оставлены белокаменными, а снаружи приобрели новые «одежды», причем белый камень выступал наравне с «ожиганым» кирпичом. Из кирпича выкладывали сами стены (или их наружную поверхность), а из белого камня — отдельные детали фасадного убранства.


Кирпичная кладка стен погреба на Казенном дворе в Московском Кремле
Кирпичная кладка стен погреба
на Казенном дворе в Московском Кремле. 1480-е гг.


Новшества в строительном деле вызывали восхищение современников. Никоновская летопись свидетельствует, что когда зодчий Василий Ермолин выложил кирпичные своды церкви Вознесенского монастыря в Московском Кремле, жители «дивиться все необычному делу сему».

Новый материал использовался не только в строительстве храмов, но и при возведении гражданских сооружений. Первой каменной постройкой Москвы такого рода были палаты митрополита Ионы в Кремле, что отмечено в летописи под 1450 годом. В дальнейшем на митрополичьем дворе выросли и другие здания из «ожиганого» кирпича, превратив это место в богатую усадьбу. После учреждения в 1589 году патриархии здесь разместился патриарший двор.

Возможно, еще больше удивлялись москвичи кирпичным палатам, которые, по летописному свидетельству, построил для себя в 1471 году купец Таракан, ведь это было первое жилое здание, «единого лета и сведе» (то есть возведенное за один сезон), что также отмечено в Софийской летописи. Здесь летописец уже не упоминает слово «каменный», обращая внимание лишь на кирпич, и это позволяет предположить, что палаты целиком были выстроены из кирпича.

Таким образом, впервые термин «кирпич» встречается в летописном тексте 1450 года о построении церкви Воздвижения. Новое слово используется все чаще, хотя и прежнее — «плинфа» — не исчезает, сохраняясь во многих текстах XV-XVI веков. Часто в документах эти два понятия обозначали один и тот же вид изделия. Исследователи отмечают, что некоторое время термин «кирпич» оставался более распространенным в лексиконе москвичей, нежели жителей северных — новгородской и псковской — областей, и почти не встречался в южнорусских землях.

Откуда могло прийти к москвичам это слово? По общему мнению, новое персидское (татарское) слово «kerpic» пришло из языка поволжских татар. Любопытное хронологическое совпадение: зарождение нового названия в Москве, которая была тесно связана с Ордой, и создание кирпичного производства. Понятно, почему некоторые исследователи не исключают возможное восточное происхождение этого строительного материала.

Был ли случаен переход на кирпич в московском строительстве в это время? В.П. Выголов связал появление в 1450 году в Москве нового материала с предшествовавшим длительным перерывом в строительстве. Перерыв этот был вызван драматическими событиями борьбы за московский престол между старшими и младшими ветвями потомков Дмитрия Донского, значительно ослабившей княжество. Длившиеся почти два десятилетия распри прервали строительную традицию. Отсутствие же местных мастеров, которые не дожили до возобновления строительства, как предполагают, заставило пригласить в Москву мастеров другой традиции. А вот откуда были эти мастера, ученые спорят и поныне, пытаясь определить более близких по времени предшественников своеобразной московской техники кирпичного производства.

В XVI веке городское кирпичное строительство получило дальнейшее развитие. Конец столетия, время царствования Бориса Годунова, был отмечен еще более бурным строительством, которое не замедлилось даже в голодные годы в начале XVII века, когда по приказу царя «каменное дело» усилилось, потому что он «повеле делати каменное дело многое, чтобы людем питаться...». В тексте под «каменным делом» могли подразумеваться и белокаменные постройки, которых в правление Годунова возводилось достаточное количество.

По свидетельству патриарха Иова, царь «многие грады каменны созда и многие обители устрой, и самый царствующий град Москву, яко некую невесту, преизрядною лепотою украси, множе убо в нем прекрасные церкви созда и великие палаты устрой, яко и зрению их великому удивлению достойно».

К этому времени Москва уже была одним из крупнейших европейских городов. Ее территория находилась в границах современного Бульварного кольца. План Москвы 1610 года — «Сигизмундов» чертеж, посвященный польскому королю Сигизмунду III и отсюда получивший такое название, — содержал текст, в котором говорилось, что «Москва, или Московия, город Белой России, или Великого Князя Московского столица; по своей величине... причисляемая к величайшим городам Европы и прибавляется, как четвертая, к Константинополю, Лютеции (Парижу. — С.Б.) и Лиссабону».




Следующая страница: Московский кирпич XV века



      • Главная   • Старые кирпичи   • Первые московские здания из кирпича  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта