Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


КирпичиКирпич Ивана Рахманова
Кирпич Пелагеи Миловановой
Кирпич Торгового дома Помеловых
Кирпич Ивана Герасимова
«Кирпич ожиганный»
Первые московские здания из кирпича
Московский кирпич XV века
Приказ каменных дел и организация кирпичного производства в XVI-XVII веках
Преимущества кирпичного строительства
Керамическая черепица
Кирпичная Москва XVII-XIX века





Преимущества кирпичного строительства

С.И.Баранова

Описывая Москву, Павел Алеппский замечал, что большинство построек «новые из камня и кирпича». Он высоко оценивал их: «Мы дивились на их красоту, украшения, прочность, архитектуру, изящество, множество окон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту их этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри: кажется, как будто это действительно куски разноцветного мрамора или тонкая мозаика».

Столь же впечатлило его качество кирпича: «Кирпичи в этой стране превосходны, похожи на кирпичи антиохийские по твердости, вескости и красноте, ибо делаются из песку. Московиты весьма искусны в изготовлении их». И еще: «Всего удивительнее вот что: вынув кирпич из обжигальной печи, складывают его под открытым небом и прикрывают досками; он остается под дождем и снегом четыре, пять лет, как мы сами видели, причем не подвергается порче и не изменяется».

Некоторые авторы при цитировании этого источника толковали слово «краснота» как красота, но, на наш взгляд, речь шла именно о цвете обожженного кирпича. Цвет имел непосредственное отношение к сортности, и в начале XVIII века упоминаются три сорта: красный, желтый и белый. Лучшим считался красный кирпич, хотя и остальные были вполне годны для строительства, он и стоил дороже. Не случайно в XVII веке основная сумма из общих затрат на строительство всегда приходилась на кирпич.


Покровский собор в Измайлове. Кирпичная кладка, белокаменный и изразцовый декор»
Покровский собор в Измайлове.
Кирпичная кладка, белокаменный и изразцовый декор


Отношение к этому строительному материалу было чрезвычайно бережным, тем более что он не терял ценности даже после сноса здания и нередко использовался вторично. Например, при разборке дворцовых построек повелевалось «кирпич из тех полат разбирать и очищать и ставить цело в стопы...» или «кирпич целой... класть в кучи, а долой не сносить».

Трудно переоценить то значение, которое в архитектуре Московской Руси имел переход на новый строительный материал — кирпич. Обладая рядом ценных качеств — простотой изготовления, огнестойкостью, долговечностью, удобством в работе, он почти полностью вытесняет из кладки белый камень. Существенную роль играла и разница в цене этих строительных материалов.

Была еще одна причина, которая делала кирпич незаменимым строительным материалом, возможно, самая важная. Деревянные, более привычные и дешевые постройки на Руси, а тем более в плотной застройке Москвы были источником истинных бедствий — страшных пожаров, опустошавших столицу. Поэтому власть постоянно поощряла каменное строительство, о чем свидетельствовали царские указы. «Высоких хором и против них повалуш с большими развалами и гребени не ставить. Которые люди похотят ставить палаты каменные, и тем людям от Государя... будет милостивое слово... Чтоб отнюдь в лете огня не было в домах», — гласил в 1633 году указ царя Михаила Федоровича.

Слова царя не расходились с делом, что показало возведение в 1635 — 1636 годах в Кремле вместо традиционных царских деревянных хором каменного Теремного дворца. Затем эта политика была продолжена указом царя Федора Алексеевича 1681 года «О покрытии палатного строения тесом или дранью и о делании каменного строения», повторенным в 1685 и 1688 годах в правление царевны Софьи.

Пожары нередко превращали в факелы крыши московских домов. Это и немудрено, ведь в качестве кровельного материала чаще всего использовали дерево. В начале XVII века шведский путешественник Петр Петрей писал: «Кровли опускают на обе стороны вниз и кроют древесной корою, снятою с берез и сосен, также и другим плохим материалом, а доски приколачивают железными гвоздями». К «плохому», по мнению иноземцев, кровельному материалу относились гонт, дрань и дерн, которые также использовались в московском строительстве. «Строения... кроются гонтом, берестой, дерном — материалом весьма горючим»,— отмечал А. Лизек, секретарь посольства римского императора, прибывшего в нашу столицу в 1675 году.

Пожароопасность такого кровельного материала была столь очевидна, что даже царские указы иногда выглядели как своеобразные инструкции. В упомянутом указе 1681 года царя Федора Алексеевича рекомендовалось «строение крыть тесом, а сверху землей и дерном, или крыть дранью на подставках». Далее объяснялось, что это необходимо, чтоб «в пожарное время было легче для отъемки кровли сломать скорее, чтобы от того пожары не множились».

Значительно реже в качестве кровельного материала использовался металл. В летописях упоминается о белом, то есть луженом, железе, покрывавшем Успенский собор Кремля. В 1508 году в Москве главы Благовещенского собора были впервые покрыты золоченой медью. Медная кровля украшала Грановитую палату и ее Красное крыльцо, на палате была зеленая медь, а на Красном крыльце — красная.

Нo из-за дороговизны такие покрытия не могли стать повсеместными. Не дешевы были и белокаменные плиты, которые также использовали в качестве кровельного материала, главным образом на церквах.




Следующая страница: Керамическая черепица



      • Главная   • Старые кирпичи   • Преимущества кирпичного строительства  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта