Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
КирпичиКирпич Ивана Рахманова Кирпич Пелагеи Миловановой Кирпич Торгового дома Помеловых Кирпич Ивана Герасимова «Кирпич ожиганный» Первые московские здания из кирпича Московский кирпич XV века Приказ каменных дел и организация кирпичного производства в XVI-XVII веках Преимущества кирпичного строительства Керамическая черепица Кирпичная Москва XVII-XIX века | Первые московские здания из кирпичаС.И.Баранова Первым упомянутым в летописи зданием, при строительстве которого использовался кирпич, была церковь Воздвижения Честного Креста Господня (Крестовоздвиженская), возведенная в 1450 году в Кремле по заказу купца — гостя, вскоре пожалованного в бояре, Владимира Григорьевича Ховрина. Однако большинство летописей описывает церковь просто как каменную, не уточняя названия материала-естественного камня или кирпича. И лишь в сообщениях Софийской (первой) и Ермолинской летописей, а также в Сокращенных летописных сводах 1493 и 1495 годов Воздвиженская церковь названа кирпичной. В ранних летописях не принято было уточнять это различие. Два названия материала в тех же летописных сводах встречаются и при описании Введенской церкви на Симоновском подворье, построенной в 1458 году. Чуть позже, в 1467 году, эта диковинная для того времени кладка была использована в другом сооружении Московского Кремля — соборе Вознесенского монастыря. Летописи сообщали, что «оделаша... около всю новым камением да кирпичом ожиганым», то есть храм строили в технике смешанной кладки — из кирпича и камня. Летописцы при описании строительства отмечали новизну не только материала, но и сочетания двух материалов. Белокаменный собор, заложенный в 1407 году, пострадал во время пожара и был достроен знаменитым зодчим Василием Дмитриевичем Ермолиным. Ермолин не стал разбирать остатки старого здания, а применил новую технику, обложив камнем и кирпичом стены храма, который, простояв около двадцати лет, снова практически погиб в огне пожара. Исследователи древнерусской архитектуры предполагают, что стены достроенного Ермолиным собора изнутри были оставлены белокаменными, а снаружи приобрели новые «одежды», причем белый камень выступал наравне с «ожиганым» кирпичом. Из кирпича выкладывали сами стены (или их наружную поверхность), а из белого камня — отдельные детали фасадного убранства.
Новшества в строительном деле вызывали восхищение современников. Никоновская летопись свидетельствует, что когда зодчий Василий Ермолин выложил кирпичные своды церкви Вознесенского монастыря в Московском Кремле, жители «дивиться все необычному делу сему». Новый материал использовался не только в строительстве храмов, но и при возведении гражданских сооружений. Первой каменной постройкой Москвы такого рода были палаты митрополита Ионы в Кремле, что отмечено в летописи под 1450 годом. В дальнейшем на митрополичьем дворе выросли и другие здания из «ожиганого» кирпича, превратив это место в богатую усадьбу. После учреждения в 1589 году патриархии здесь разместился патриарший двор. Возможно, еще больше удивлялись москвичи кирпичным палатам, которые, по летописному свидетельству, построил для себя в 1471 году купец Таракан, ведь это было первое жилое здание, «единого лета и сведе» (то есть возведенное за один сезон), что также отмечено в Софийской летописи. Здесь летописец уже не упоминает слово «каменный», обращая внимание лишь на кирпич, и это позволяет предположить, что палаты целиком были выстроены из кирпича. Таким образом, впервые термин «кирпич» встречается в летописном тексте 1450 года о построении церкви Воздвижения. Новое слово используется все чаще, хотя и прежнее — «плинфа» — не исчезает, сохраняясь во многих текстах XV-XVI веков. Часто в документах эти два понятия обозначали один и тот же вид изделия. Исследователи отмечают, что некоторое время термин «кирпич» оставался более распространенным в лексиконе москвичей, нежели жителей северных — новгородской и псковской — областей, и почти не встречался в южнорусских землях. Откуда могло прийти к москвичам это слово? По общему мнению, новое персидское (татарское) слово «kerpic» пришло из языка поволжских татар. Любопытное хронологическое совпадение: зарождение нового названия в Москве, которая была тесно связана с Ордой, и создание кирпичного производства. Понятно, почему некоторые исследователи не исключают возможное восточное происхождение этого строительного материала. Был ли случаен переход на кирпич в московском строительстве в это время? В.П. Выголов связал появление в 1450 году в Москве нового материала с предшествовавшим длительным перерывом в строительстве. Перерыв этот был вызван драматическими событиями борьбы за московский престол между старшими и младшими ветвями потомков Дмитрия Донского, значительно ослабившей княжество. Длившиеся почти два десятилетия распри прервали строительную традицию. Отсутствие же местных мастеров, которые не дожили до возобновления строительства, как предполагают, заставило пригласить в Москву мастеров другой традиции. А вот откуда были эти мастера, ученые спорят и поныне, пытаясь определить более близких по времени предшественников своеобразной московской техники кирпичного производства.
В XVI веке городское кирпичное строительство получило дальнейшее развитие. Конец столетия, время царствования Бориса Годунова, был отмечен еще более бурным строительством, которое не замедлилось даже в голодные годы в начале XVII века, когда по приказу царя «каменное дело» усилилось, потому что он «повеле делати каменное дело многое, чтобы людем питаться...». В тексте под «каменным делом» могли подразумеваться и белокаменные постройки, которых в правление Годунова возводилось достаточное количество. По свидетельству патриарха Иова, царь «многие грады каменны созда и многие обители устрой, и самый царствующий град Москву, яко некую невесту, преизрядною лепотою украси, множе убо в нем прекрасные церкви созда и великие палаты устрой, яко и зрению их великому удивлению достойно». К этому времени Москва уже была одним из крупнейших европейских городов. Ее территория находилась в границах современного Бульварного кольца. План Москвы 1610 года — «Сигизмундов» чертеж, посвященный польскому королю Сигизмунду III и отсюда получивший такое название, — содержал текст, в котором говорилось, что «Москва, или Московия, город Белой России, или Великого Князя Московского столица; по своей величине... причисляемая к величайшим городам Европы и прибавляется, как четвертая, к Константинополю, Лютеции (Парижу. — С.Б.) и Лиссабону». Следующая страница: Московский кирпич XV века
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |