Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
КирпичиКирпич Ивана Рахманова Кирпич Пелагеи Миловановой Кирпич Торгового дома Помеловых Кирпич Ивана Герасимова «Кирпич ожиганный» Первые московские здания из кирпича Московский кирпич XV века Приказ каменных дел и организация кирпичного производства в XVI-XVII веках Преимущества кирпичного строительства Керамическая черепица Кирпичная Москва XVII-XIX века | Преимущества кирпичного строительстваС.И.Баранова Описывая Москву, Павел Алеппский замечал, что большинство построек «новые из камня и кирпича». Он высоко оценивал их: «Мы дивились на их красоту, украшения, прочность, архитектуру, изящество, множество окон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту их этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри: кажется, как будто это действительно куски разноцветного мрамора или тонкая мозаика». Столь же впечатлило его качество кирпича: «Кирпичи в этой стране превосходны, похожи на кирпичи антиохийские по твердости, вескости и красноте, ибо делаются из песку. Московиты весьма искусны в изготовлении их». И еще: «Всего удивительнее вот что: вынув кирпич из обжигальной печи, складывают его под открытым небом и прикрывают досками; он остается под дождем и снегом четыре, пять лет, как мы сами видели, причем не подвергается порче и не изменяется». Некоторые авторы при цитировании этого источника толковали слово «краснота» как красота, но, на наш взгляд, речь шла именно о цвете обожженного кирпича. Цвет имел непосредственное отношение к сортности, и в начале XVIII века упоминаются три сорта: красный, желтый и белый. Лучшим считался красный кирпич, хотя и остальные были вполне годны для строительства, он и стоил дороже. Не случайно в XVII веке основная сумма из общих затрат на строительство всегда приходилась на кирпич.
Отношение к этому строительному материалу было чрезвычайно бережным, тем более что он не терял ценности даже после сноса здания и нередко использовался вторично. Например, при разборке дворцовых построек повелевалось «кирпич из тех полат разбирать и очищать и ставить цело в стопы...» или «кирпич целой... класть в кучи, а долой не сносить». Трудно переоценить то значение, которое в архитектуре Московской Руси имел переход на новый строительный материал — кирпич. Обладая рядом ценных качеств — простотой изготовления, огнестойкостью, долговечностью, удобством в работе, он почти полностью вытесняет из кладки белый камень. Существенную роль играла и разница в цене этих строительных материалов. Была еще одна причина, которая делала кирпич незаменимым строительным материалом, возможно, самая важная. Деревянные, более привычные и дешевые постройки на Руси, а тем более в плотной застройке Москвы были источником истинных бедствий — страшных пожаров, опустошавших столицу. Поэтому власть постоянно поощряла каменное строительство, о чем свидетельствовали царские указы. «Высоких хором и против них повалуш с большими развалами и гребени не ставить. Которые люди похотят ставить палаты каменные, и тем людям от Государя... будет милостивое слово... Чтоб отнюдь в лете огня не было в домах», — гласил в 1633 году указ царя Михаила Федоровича. Слова царя не расходились с делом, что показало возведение в 1635 — 1636 годах в Кремле вместо традиционных царских деревянных хором каменного Теремного дворца. Затем эта политика была продолжена указом царя Федора Алексеевича 1681 года «О покрытии палатного строения тесом или дранью и о делании каменного строения», повторенным в 1685 и 1688 годах в правление царевны Софьи. Пожары нередко превращали в факелы крыши московских домов. Это и немудрено, ведь в качестве кровельного материала чаще всего использовали дерево. В начале XVII века шведский путешественник Петр Петрей писал: «Кровли опускают на обе стороны вниз и кроют древесной корою, снятою с берез и сосен, также и другим плохим материалом, а доски приколачивают железными гвоздями». К «плохому», по мнению иноземцев, кровельному материалу относились гонт, дрань и дерн, которые также использовались в московском строительстве. «Строения... кроются гонтом, берестой, дерном — материалом весьма горючим»,— отмечал А. Лизек, секретарь посольства римского императора, прибывшего в нашу столицу в 1675 году. Пожароопасность такого кровельного материала была столь очевидна, что даже царские указы иногда выглядели как своеобразные инструкции. В упомянутом указе 1681 года царя Федора Алексеевича рекомендовалось «строение крыть тесом, а сверху землей и дерном, или крыть дранью на подставках». Далее объяснялось, что это необходимо, чтоб «в пожарное время было легче для отъемки кровли сломать скорее, чтобы от того пожары не множились». Значительно реже в качестве кровельного материала использовался металл. В летописях упоминается о белом, то есть луженом, железе, покрывавшем Успенский собор Кремля. В 1508 году в Москве главы Благовещенского собора были впервые покрыты золоченой медью. Медная кровля украшала Грановитую палату и ее Красное крыльцо, на палате была зеленая медь, а на Красном крыльце — красная. Нo из-за дороговизны такие покрытия не могли стать повсеместными. Не дешевы были и белокаменные плиты, которые также использовали в качестве кровельного материала, главным образом на церквах. Следующая страница: Керамическая черепица
Импортный стационарный бетононасос с доставкой. |
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |