Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Музеи и музейные раритеты

В этом разделе мы размещаем интересную информацию о собраниях различных музеев и галерей, которые по сути своей являются своеобразными "сундуками" - хранилищами вещественных артефактов из прошлого.

Портретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского КремляПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля  
Портретная миниатюра — один из жанров изобразительного искусства. Как особый вид живописи она cкладывалась в эпоху Возрождения и была связана по стилю и технике исполнения с книжной миниатюрой. В объяснении термина «миниатюра» исследователи исходят из латинского названия красной краски (типа сурика или киновари) «минимум», употреблявшейся для украшения рукописей иллюстрациями и орнаментами, а также связывают этот термин с корневой основой слов «minium» и «minor» (маленький). Миниатюра,как правило, редко выставляется в музейных залах,так как она очень хрупка и чувствительна даже к небольшому изменению температуры и влажности.

Сокровища Особой кладовой ЭрмитажаСокровища Особой кладовой Эрмитажа  
Во второй половине XVIII века в Зимнем дворце рядом с тронным залом находилась так называемая «бриллиантовая» комната. Вместе с символами царской власти — короной, державой, скипетром — там хранилось множество предметов, служивших украшениями или подарками. Перенеся столицу из Москвы в Петербург, Петр I стремился создать город, равный европейским столицам. Сюда, на берега Невы, он направил из Москвы лучших умельцев, в том числе и ювелиров, пригласил иностранных мастеров. Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна заказывали коробочки, имеющие неправильную форму, украшенные множеством бриллиантов. Наибольшего размаха мода на эти изделия достигла во время тридцатилетнего правления Екатерины II.

Пётр Первый в ЭрмитажеПётр Первый в Эрмитаже  
Вскоре после смерти императора Петра Первого при Кунсткамере был организован «Кабинет Петра Великого», куда были собраны его личные вещи, документы, инструменты. В дальнейшем «Кабинет» пополнялся материалами, дающими представление о различных сторонах жизни русского общества в петровский период, о большом подъеме экономики и культуры страны, о развитии науки, техники и искусства. В частности, в «Кабинет» попадали вещи, изготовленные самим Петром I или при его участии, изображения царя и его сподвижников. Впоследствии большая часть этой коллекции была передана в Эрмитаж, в отдел русской культуры конца XVII – начала XVIII века.

Пасхальные сюрпризы ФабержеПасхальные сюрпризы Фаберже  
Семидесятые годы XIX века отмечены в русском искусства сложными поисками, художники этой эпохи как бы заново переживали в своих произведениях традиции искусств с древнейших времен. В произведениях фирмы Фаберже мы видим как черты классического европейского искусства, так и влияние восточных традиций. В декоративном строе многих изделий нашли отражение особенности национального стиля. Что же касается техники и высочайшей профессиональной выучки, то мастера Фаберже наследовали традиции своих знаменитых предшественников – петербургских ювелиров XVIII века. Мировую славу фирме Фаберже принесли так называемые «пасхальные сюрпризы» — подарочные изделия со скрытым секретом. Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже Агафону, необычайно одаренному художнику, обладавшему к тому же исключительными конструкторскими способностями.

Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.  
Складень-кузов является безусловным шедевром декоративно-прикладного искусства, относящимся к эпохе правления Бориса Годунова. Подбор сюжетов связывает складень с личностью Дмитрия Ивановича Годунова - наиболее вероятного заказчика реликвии. Дмитрий Иванович обладал утончённым вкусом, ценил высокохудожественные вещи, интересовался техниками обработки металлов и, несомненно, обладал тем статусом и достатком, которые были необходимы для такого заказа. Из всего комплекса предметов складень выделяется сложностью техники и совершенством исполнения, что позволяет отнести его к изделиям мастерских Московского Кремля.

Народное искусство в Русском музееНародное искусство в Русском музее  
В коллекции Государственного Русского музея представлены все основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, керамика, художественная обработка различных металлов, набойка, деревянная и глиняная игрушка, вышивка, резьба по кости, кружевоплетение, вязание и ковроделие. Они не только демонстрируют обилие способов обработки традиционных природных материалов, но и свойственное каждому виду многообразие выразительных средств, стилистических направлений и образных решений.

Драгоценные камни Алмазного фонда  
Римский император Нерон, имевший плохое зрение, вместо очков, которых тогда еще не придумали, наблюдал за боями гладиаторов через изумрудный монокль. Через него же он любовался и пожаром Рима. Множество историков описывали этот факт, удивляясь размерам и красоте отшлифованной зеленой линзы. В настоящее время изумруд Нерона находится в Ватикане, резиденции Папы Римского. Не так давно изумруд Нерона увидел, с разрешения Папы, один из ученых-минерологов из Парижа. Он установил, что изумруд Нерона вовсе и не изумруд, а хризолит, случайно названный изумрудом, под именем которого этот камень и попал в учебники истории.

Три императорских алмаза  
Алмаз — самый твердый из камней, какие только бывают в природе. Если мы сравним алмаз с другими камнями, то алмаз будет тверже самого твердого из камней в 200 раз. Но несмотря на твердость, алмаз довольно легко можно расколоть обыкновенным сильным ударом, однако обрабатывать его возможно только другим алмазом. Зарождаются эти камни в земле на очень больших глубинах, где чрезвычайно высокое давление в десятки тысяч атмосфер.

Оружейная коллекция Петра Первого  
Занимаясь созданием армии, в 1697 г. в Кенигсберге Петр изучал артиллерийское дело под началом главного инженера прусских крепостей Штейтнера-фон-Штейрнфельда и через год получил заслуженный аттестат «искусного огнестрельного художника», выданный на имя Петра Михайлова. Собрание Петра I насчитывает 526 образцов охотничьего и строевого, огнестрельного и холодного оружия. В основном оружие это не парадное, а то, которое было в обиходе народов мира во времена Петра.

Царские вклады в Троице-Сергиев монастырьЦарские вклады в Троице-Сергиев монастырь  
В Сергиево-Посадском музее представлены редкие образцы прикладного искусства XVI века. Особенность образования музея непосредственно из собрания Троице-Сергиевой лавры предопредело уникальность и историческую ценность его коллекции. Выдающимися образцами русского прикладного искусства XVI века являются золотые венцы и подвески к венцам (цаты), вложенные Иваном Грозным для украшения иконы «Троица» письма Андрея Рублева. Венцы имеют плотный растительный орнамент, наведенный искусной чеканкой по золоту. К ним прикреплены короны, украшенные накладными золотыми лепестками с разноцветной эмалью. С особым искусством сделаны цаты. Они имеют форму лунниц и укратпеньт многочисленными накладными лепестками из золота, покрытыми эмалью. К каждой цате подвешены по три фигурных «плащика», также расцвеченных эмалью, наложенной между сканными нитями.

Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лаврыЗолотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры  
Большую коллекцию в музее составляют произведения бытового серебра — чарки, ковши, чаши и братины. Они имеют традиционные национальные формы, украшены чеканкой, гравировкой, а иногда и разноцветными эмалями. Для изготовления дорогой бытовой посуды использовались не только драгоценные металлы, но и разных пород камни — яшма, оникс, сердолик. Некоторые чарки сделаны из перламутра, а братины — из кокосового ореха.

Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластикаДрагоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика  
Произведения мелкой пластики раскрывают перед нами сложный мир древних верований и представлений, где христианство перекликается с язычеством, где искусство мастеров-профессионалов стоит в тесной связи с искусством народным. Сохранившиеся от самых ранних эпох, эти произведения расширяют наши представления о древнерусской культуре. Разнообразен мир образов в миниатюрной резьбе по камню, дереву и кости на древних иконках, крестах и панагиях XIV—XV веков. Их делали по разному поводу. Панагии чаще всего являлись принадлежностью представителей высшего духовенства. Нагрудные иконки, мощевики и кресты брали в военные походы или в опасные путешествия.





      • Главная   • Музеи и музейные раритеты  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта