Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь

Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

В Сергиево-Посадском музее представлены редкие образцы прикладного искусства XVI века. Особенность образования музея непосредственно из собрания Троице-Сергиевой лавры предопредело уникальность и историческую ценность его коллекции.

Иван Грозный вложил в монастырь оригинальной формы кандило (подвесной подсвечник). Основой его служит серебряный шар, от которого отходят четыре золотые змейки, поддерживающие шандалы для свечей. Из пасти каждой из них свешиваются фигурные золотые плащики с царскими эмблемами и надписями вязью. К шару подвешена массивная кисть из нитей пряденого золота. Подобные осветительные приборы использовались не только в церквах, но и в царских хоромах.

Кандило. 1568 год. Вклад Ивана Грозного
Кандило. 1568 год. Вклад Ивана Грозного
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Чаша заздравная. XVI в. Москва. Вклад царя Ивана Грозного
Чаша заздравная. XVI в. Москва. Вклад царя Ивана Грозного
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Бурная эпоха Ивана Грозного нашла своеобразное отражение в интереснейшем историческом документе-Синодике 1575 года. Ради сохранения древнего текста в 1680 году по инициативе боярина Богдана Матвеевича Хитрово он был переписан «на новые тетради». Обычно в Синодик записывали имена умерших для поминовения их. Но в этой книге не простой перечень имен. Она открывается рассказом о том, как в Троицкий монастырь приезжал Иван Грозный и «плакал и рыдал в середней церкви» после убийства своего сына Ивана. Над некоторыми именами и группами имен есть надстрочные пояснения, сделанные киноварью, какому роду принадлежат те или иные лица. Из этих надстрочных надписей явствует, например, что в Синодик были внесены имена многих лиц, казненных в эпоху опричнины, имена представителей знатных боярских и княжеских фамилий, погребенных на территории монастыря за богатые вклады, имена воинов, убитых во время Ливонской войны. Записи в Синодике вносились до начала XIX века.

Цата. Середина XVI в. Деталь оклада иконы «Троица». Вклад царя Ивана Грозного
Цата. Середина XVI в. Деталь оклада иконы «Троица». Вклад царя Ивана Грозного
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Венец. Середина XVI в. Деталь оклада иконы «Троица». Вклад царя Ивана Грозного
Венец. Середина XVI в. Деталь оклада иконы «Троица». Вклад царя Ивана Грозного
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Выдающимися образцами русского прикладного искусства XVI века являются золотые венцы и подвески к венцам (цаты), вложенные Иваном Грозным для украшения иконы «Троица» письма Андрея Рублева. Венцы имеют плотный растительный орнамент, наведенный искусной чеканкой по золоту. К ним прикреплены короны, украшенные накладными золотыми лепестками с разноцветной эмалью. С особым искусством сделаны цаты. Они имеют форму лунниц и укратпеньт многочисленными накладными лепестками из золота, покрытыми эмалью. К каждой цате подвешены по три фигурных «плащика», также расцвеченных эмалью, наложенной между сканными нитями. Эмаль чистых и звучных тонов рассыпана по цатам, как мелкие весенние цветы. Венцы и цаты вклада Ивана Грозного не имеют себе равных по искусству исполнения: оно достигло здесь совершенства.

Потир. 1597 г. Вклад боярина Бориса Фёдоровича Годунова
Потир. 1597 г. Вклад боярина Бориса Фёдоровича Годунова
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

После смерти Ивана Грозного вклады в монастырь продолжались. В 1597 году «конюший боярин и дворовый воевода» при царе Федоре Ивановиче Борис Годунов дал вкладом в Троицкий монастырь золотые церковные сосуды — потир и две тарели, украшенные гравировкой и чернью по золоту и драгоценными камнями в высоких золотых оправах, напоминающих коробочки распускающихся цветов. Вклады Годунова являются лучшими образцами искусства черни по золоту. Чернь на годуновских сосудах имеет глубокий бархатистый цвет и искусно наложена на гравированном рисунке по металлу.

Борис Годунов старался заручиться поддержкой влиятельного Троицкого монастыря в своих политических целях. Продолжая политику Ивана Грозного по ограничению и ревизии монастырского землевладения, он в то же время одаривал монастырь драгоценными вещами. По старой традиции московских государей Годунов прежде всего украсил драгоценностями наиболее чтимую в монастыре «Троицу» Андрея Рублева.

Оклад иконы «Троица». Середина XVI в. Вклад царя Ивана Грозного
Оклад иконы «Троица». XVI-XVII вв.
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Старый золотой оклад с иконы «Троицы» вклада Ивана Грозного он приказал переложить на копию, а на подлинник надели новый оклад, украшенный великолепной чеканкой и чернью по золоту. Золотые венцы на ликах ангелов «Троицы» были усыпаны рубинами, изумрудами и сапфирами в высоких золотых оправах. К венцам были подвешены панагии с изображениями патрональных святых семьи Бориса Годунова. Впоследствии к окладу Годунова были добавлены золотые цаты (нагрудные украшения) 1626 года царя Михаила Федоровича и серебряная золоченая чеканная риза, сделанная в 1754 году.

К иконе «Троица» в те же годы подвесили пелену, украшенную золотыми дробницами разных форм и размеров, крупным жемчугом и драгоценными камнями-сапфирами, изумрудами, рубинами и топазами. Киот иконы закрывался живописными створками . работы московских мастеров. На створках были изображены многочисленные сцены «деяний» «Троицы». К иконе же приставлялся серебряный подсвечник вклада Годунова, напоминающий по форме цветущее дерево.

Митра. Конец XVI – начало XVII в. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова
Митра. Конец XVI – начало XVII в. Вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Тогда же Борис Годунов вложил в монастырь драгоценную митру (головной убор архимандрита для богослужения) с золотыми дробницами, жемчугом и драгоценными камнями. Вклады Бориса Годунова поражают не только обилием драгоценностей, но прежде всего большим художественным вкусом, виртуозным мастерством исполнения.

Т.В.Николаева

Фото с официального сайта Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника
www.museum-sp.ru



Следующая страница: Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры



      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта